Тема 5. Наука как социокультурный феномен

Наука стала одним из источников глобальных кризисов современной цивилизации и она же взяла на себя ответственность за их преодоление.

Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности. Человек перестраивает естественные биогеохимические циклы. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике людей.

К глобальным проблемам современности относят: экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, проблемы терроризма. Их причины видят в следующем: усиленный рост потребностей человечества, возрастание масштабов технического воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Их особенностью является тесная взаимосвязь, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого они должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества.

Экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия их деятельности, а также усиления контроля со стороны государства за осуществлением предполагаемых проектов и разработок. Врачи и биологи выступают за введение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания людей.

Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасли – социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, поиск оптимальных путей выхода из кризиса.

Проблемы социального расслоения и экономического неравенства ставят задачу поиска путей их решения. Выходом из них должны служить научно обоснованные программы разумного обеспечения предметами первой необходимости всего населения планеты.

Глобальная компьютерная революция вызвала лавинообразный рост научно-технического развития, что обострило комплекс коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, а также к психическим расстройствам и массовой агрессии. Совершенствование оружия массового поражения вызывает угрозу радиоактивного загрязнения.

Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мнению одних ученых, оно вызвано сжиганием огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу большого количества углекислого газа, затрудняющего отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые связывают потепление климата с усилением солнечной активности. Необходимы комплексные меры по компенсации и экономии дефицитного сырья. Ученые говорят о необходимости контроля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов. Наука должна проявить себя как фактор регуляции общественного развития, предложить реальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и безотходному производству, эффективному использованию энергии Солнца и др.