В. Влияние на память конфликта между имеющимися установками и содержанием задачи

Проведенные до настоящего времени экспериментальные исследования позволяют прийти к заключению, что, когда содержание заучиваемого материала приходит в столкновение с имеющимися у субъекта установками, такой материал гораздо медленнее запоминается и быстрее забывается.

В исследовании Левина и Мэрфи (1943) две группы испытуемых - лица прокоммунистически и антикоммунистически настроенные - должны были заучивать два текста с прокоммунистическим и с антикоммунистическим содержанием. Эти тексты (порядок их предъявления испытуемым был различным) заучивались в течение 5 сеансов, разделенных интервалами в одну неделю. Во время каждого из сеансов текст два раза прочитывался и один раз воспроизводился через 15 минут после прочтения. Изучалась динамика сохранения материала в течение 5 последовательных, проводившихся еженедельно сеансов. В таблице XVIII представлены полученные результаты.

Можно заметить, что когда содержание текста вступает в противоречие с установками испытуемого (прокоммунистические тексты у лиц, настроенных антикоммунистически, и антикоммунистические тексты у прокоммунистически настроенных), то не только медленнее происходит заучивание текста, но и забывается этот текст гораздо быстрее. Например, из 24,6 правильно воспроизведенных к концу заучивания прокоммунистически настроенными испытуемыми смысловых единиц антикоммунистического текста только 5,8, то есть 23,5% смысловых единиц, сохранились в памяти через 5 недель; в то же время для испытуемых, антикоммунистически настроенных, процент сохранения равен 54. Данные, полученные в отношении прокоммунистического текста, подтверждают этот результат. Аналогичные выводы были сделаны и в ряде других работ (Уотсон и Хартман, 1939; Эдварде, 1941).