Раздел 3. Концептуальные модели биоэтики

­­­­­­­­­­­­­___________________________________________

В данном разделе будут рассмотрены три концептуальные модели, которые наиболее известны, разработаны и часто обсуждаются научным сообществом: глобальная биоэтика В.Р. Поттера, биомедицинская этика Т. Бочампа и Дж. Чилдресса, евро­пейская биоэтика Я. Рендторфа и П. Кемпа. У каждой из моделей есть свои авторы, и поэтому их можно считать авторскими, однако, следует подчеркнуть, что их возникновение было подго­товлено целым рядом социальных инициатив и событий научного плана.

Так поттеровская концепция — не единственная, претендующая на статус универсальной этики. Многими учеными как до, так и после Поттера предлагались созвучные или близкие по духу идеи плане­тарной, ноосферной, международной этики. К изучению и разработке принципов и оснований универсальной этики были причастны такие именитые философы как К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Дж. Роулз, М. Ниссбаум, М. Вебер, Г. Йонас, Г. Кюнг. А первые три принципа биомедицинской этики Т. Бочампа и Дж. Чилдресса перво­на­чально были артикулированы в Бельмонтском отчете (Belmont Report), над составлением которого работала группа американских ученых[429]. Если же говорить о принципах европейской биоэтики Я. Рендторфа и П. Кемпа, то они были артикулированы и представлены на суд общест­венности как результат реализации международного исследователь­ского проекта, в котором приняли участие ученые более двадцати евро­пейских стран.

И все же мы полагаем, что «авторам» удалось «ухватить» и «озвучить» что-то чрезвычайно важное и принципиальное в природе и динамике изучаемого нами предмета, вскрыть определенные законо­мерности его существования и перспективы развития, указать на ряд архетипических принципов-структур, обосновать их теоретико-прак­тическую значимость и эффективность в решении актуальных проблем современности.

Общим для рассматриваемых концепций является анализ проб­лем биоэтики с позиции некоторых универсальных этических норм и принципов, которые можно обосновать только при помощи фило­соф­ского подхода. Все три концепции, на наш взгляд, могут быть объединены при помощи философских концептов, рассмотренных нами во Втором разделе.

Авторы концепций следуют, прежде всего, принципу меро­опре­деления, принципу гармонии в моделировании отношений человека с окружающим его миром. Это означает, что любой феномен в сфере духовного, духовно-практического и практического опыта человека и человечества рассматривается ими под углом зрения определенной меры, пределов, этических норм.