I. Типология жизненных миров

Жизненный мир является предметом типологического ана­лиза. В нем выделяются два аспекта — внешний мир и внутренний. Пытаясь осознать феноменологические характеристики «внешнего мира», мы прежде всего различаем два его возмож­ных состояния — он может быть «легким» или «трудным». Под «легкостью» внешнего мира понимается гарантирован­ная обеспеченность всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа, а под «трудностью» — отсутствие таковой. «Внутренний мир» может быть «простым» или «сложным». «Простоту» мира удобнее всего представить как односоставность жизни, т. е. как наличие у «простого» суще­ства единственной потребности или единственного жизненно­го отношения. «Сложность» соответственно понимается как наличие нескольких отношений, вступающих в столкновения. Пересечение этих оппозиций дает следующую категориаль­ную типологию:

1. Внутренне простой и внешне простой (инфантильный) жизненный мир основывается на стремлении к немедленному (здесь-и-теперь) удовлетворению единственной («это — все­гда») своей потребности. Норма этого мира — полная удовлет­воренность, поэтому жизнь обитающего в нем существа сведе­на к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Малейшая боль или неудовлетворенность вос­принимается как глобальная и вечная катастрофа.

2. Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) мир. Отличие этого мира от предыдущего заключается в том, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосред­ственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопро­тивлением вещей, и потому главным «органом» жизни обита­ющего здесь существа становится предметная деятельность, оснащенная психикой. Эта деятельность в силу простоты внутреннего мира, т. е. устремленности жизни на удовлетво­рение единственной потребности (хронотоп «это — всегда»), постоянно энергетически заряжена, не знает отвлечений и ко­лебаний и проблематична только с внешней, технической сто­роны (Как достичь?). Чтобы быть успешной, деятельность должна сообразоваться с внешней вещной реальностью, и по­тому наряду с принципом удовольствия здесь появляется принцип реальности, который становится главным законом этого мира. Поскольку принцип удовольствия с требованием здесь-и-теперь удовлетворения при этом не исчезает из соста­ва мира, то в нем формируется фундаментальный механизм «терпения—надежды», призванный контролировать аффекты во время неизбежных отсрочек в удовлетворении потребностей.

3. Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир. Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (Как достичь цель? Как удовлетворить потреб­ность?), а внутренняя (Какую цель поставить? Ради чего дей­ствовать?). Если в реалистическом мире развивается психика, то в легком и сложном — сознание как «орган», предназначе­ние которого — согласование и сопряжение различных жиз­ненных отношений. Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовывать разнонаправленные жиз­ненные отношения,— это принцип ценности.

4. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий)мир. В сложном и трудном мире возникают свои специфические проблемы, которые не сводятся к сумме проблем «реалисти­ческого» и «ценностного» мира. Главная внутренняя необхо­димость субъекта этого мира — воплощение идеального над-ситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу при­ходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возоб­новляющихся внутренних рассогласований. По своей сути та­кая задача является творческой, ибо никогда не имеет готово­го алгоритма решения. Поэтому и данный тип мира назван творческим. Для жизни в нем наряду с психикой, деятельно­стью и сознанием необходим новый «орган» жизнедеятельно­сти — это воля.