Выбор метода анализа сотрудников в организации и его обоснование. Соционика, как метод анализа деловых и межличностных отношений

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Попытки разделения людей на различные психологические типы берут свое начало в древних временах, когда знание психологического типа человека использовали для определения его характера и склонности к различным заболеваниям.

Современные исследователи предлагают множество признаков, позволяющих дать точную оценку личности конкретного человека.

Одной из применимых в повседневной жизни психологических классификаций является типология Хейманса – Ле Сенна. В данной типологии выделены три основных отличия в темпераментных характеристиках:

Эмоциональность (сильная «Э+» – слабая «Э–») – насколько легко данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние;

Активность (сильная «А+» – слабая «А–») – потребность в действии, в осуществлении плана или замысла;

Вторичность (сильная «В+» – слабая «В–») – «первичные» люди живут настоящим, не долго остаются под впечатлением чего-либо, легко бросают поставленные цели, идеи, замыслы, в то время как «вторичные» люди мало меняются на протяжении жизни, впечатлительны, долго остаются под впечатлением, упорны и терпеливы по отношению к задуманному.

Всевозможные комбинации Э, А и В приводят к восьми типам темпераментов.

Э+А+В+ – тип страстный, очень эмоционален, активен, но высокая вторичность не дает ему «выйти из берегов» и направляет всю его активность в одну сторону, не дает разбрасываться.

Э+А+В– – холерик, не очень-то беспокоится о последствиях своих поступков, поэтому отличается решительностью, оптимистичностью и свободой. Часто бывает сердечным, но не всегда обладает чувством меры.

Э+А–В+ – меланхолик, чувствителен и мечтателен. Высокая вторичность приводит его к осторожности, стремлению увидеть далекие перспективы своих поступков, но низкая активность мешает мобилизоваться в трудной ситуации, делает робким и пугливым.

Э–А+В+ – флегматик, один из самых психически устойчивых типов. Он активен, хорошо рассчитывает наперед свои действия, но не склонен к ненужным переживаниям, убедить его могут только факты и логические доводы.

Э+А–В– – нервный тип, он по малейшему поводу переживает, но ничего не предпринимает, чтобы преодолеть трудную ситуацию, которую не всегда способен спрогнозировать.

Э–А+В– – сангвиник, хорошо адаптирован, поскольку спокоен, к конфликтам относится, как к игре, стремясь их преодолеть. Низкая вторичность делает его мобильным и открытым при решении любых проблем.

Э–А–В+ – апатик, способен выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка.

Э–А–В– – аморфик, готов отложить любую работу на завтра. В его поступках отсутствует элементарная организованность.

Данный метод типирования личности позволяет определить наиболее подходящий вид деятельности для конкретной личности, сильные и слабые стороны, способности и возможности личности, качества, которые проявляются в стандартных деловых ситуациях.

Одной из наиболее значимых типологий является типология Юнга.

Согласно типологии Юнга люди делятся на 8 психотипов. Четыре из них являются основными: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный. Каждый из них может проявляться путем экстраверсии и интроверсии.

Данный метод типирования личности позволяет определить наиболее подходящий вид деятельности для конкретной личности, сильные и слабые стороны, способности и возможности личности.

Еще одной не менее значимой типологией является типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:

- гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);

- дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);

- аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);

- тревожный (боязливость, робость, покорность);

- аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ);

- эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:

- демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон);

- педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);

- застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию);

- возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).

Наконец, к личностному уровню были отнесены типы:

- экстравертированный;

- интровертированный.

Данный метод типирования личности позволяет определить наиболее подходящий вид деятельности для конкретной личности, сильные и слабые стороны, способности и возможности личности, качества, которые проявляются в стандартных деловых ситуациях.

Соционика возникла как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и его ученика, швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Он классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности. Учитывая эти особенности, Юнг сконструировал не одну, как у Фрейда, а восемь моделей психики и описал, базируясь на них, восемь психологических типов личности.

Базируясь на учении Юнга о психологических типах, литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте построила новую науку соционику.

Она разработала систему знаков и моделей, которая позволила каждому психологическому типу поставить в соответствие свою модель, формулу типа. По моделям анализируют процессы обработки информации психикой человека, поэтому соционику иногда называют информационным психоанализом.

Развитие типологии Юнга нашими современниками увеличило количество типов с восьми до шестнадцати. Анализ процессов передачи информации между типами людей позволил открыть явление информационных взаимодействий, названных интертипными отношениями.

Соционику сегодня используют в профориентации и в семейном консультировании, она эффективна при разборе проблем взаимоотношений в коллективе. Знание индивидуальных особенностей типа личности помогает наиболее полно раскрыть таланты и защитить уязвимые места; преодолеть барьеры к раскрытию творческой индивидуальности и выявить причины стрессов и проблем; почувствовать себя увереннее в жизни и выработать средства безопасности во взаимоотношениях с людьми.

Использование соционики позволяет:

1. Дать общий анализ личности и составить на этой основе деловую характеристику человека, содержащую сильные и слабые стороны, проблемы, то, чего нельзя ожидать и требовать от данного человека, эффективный род деятельности;

2. Рационально строить межличностные отношения в коллективах на основе психологической совместимости;

3.Формировать работоспособные коллективы, распределяя групповые формальные и неформальные роли, опираясь на объективные законы переработки информации человеком;

4. Разрешать назревающие противоречия внутри имеющихся коллективов и предотвращать конфликты;

5. Находить подход к человеку, вызывающему интерес, на основании глубинных мотивов его поведения;

6. Формировать рабочие группы, предназначенные для решения определенных тактических задач;

7. Оценивать потенциал фирмы как единой психоинформационной системы и прогнозировать ее развитие, вырабатывая стратегию.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно соционика является методом типирования, анализа сотрудников, который позволяет в наиболее полной степени раскрыть критерии, необходимые для построения малоконфликтной группы: вид деятельности, позволяющий каждому сотруднику максимально раскрыть свой потенциал, взаимоотношения между различными типами личностей как в профессиональной, так и не в профессиональной сферах, уровень комфортности и конфликтности в коллективе, способы их оптимизации.