ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Профессиональная этика и ее составляющие: общие и специфические особенности.

2. Специфика педагогической деятельности: предмет труда и ответственность педагога; полифункциональный характер педагогической деятельности; творческий характер педагогической деятельности.

3. Педагогическая культура личности: общая культура – условие профессионализма педагога; научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры; этика и эстетика педагогического труда; педагогическое творчество и мастерство.

4. Этика отношения педагога к своему труду.

5. Этика служебных отношений «по горизонтали»: общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений; специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе; принципы и нормы отношений «по горизонтали».

6. Этика служебных отношений «по вертикали»: общие требования к руководителю; морально-этические аспекты деятельности руководителя; моральные принципы и нормы руководства педагогическим коллективом.

7. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся: уважение к личности ученика; ориентация на положительные отношения и чувства; знание основных типов собеседника в педагогическом общении.

8. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

9. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог-студент»: современные парадигмы высшего образования; особенности вузовской педагогики; этика и культура педагогического общения в вузе.

10. Вузовское образование и этика науки: моральные нормы-регуляторы поведения педагога как ученого; морально-психологические проблемы взаимоотношений в научном коллективе; нравственный кодекс вузовского научного работника.

11. Гражданское общество, гражданин, гражданственность.

12. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности.

13. Политическая этика и политическая культура.

14. Патриотизм – основной принцип этики гражданственности.

15. Национальные особенности патриотизма и политической культуры.

16. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина: проблема насилия; этика ненасилия; насилие и фашизм (этический аспект).

17. Этикет и его особенности.

18. Краткий очерк истории этикета: зарождение и развитие европейского этикета; из истории российского этикета; особенности современного этикета.

19. Основные нормы и принципы этикета.

20. Правила этикета для конкретной ситуации: приветствие, обращения, знакомства; жесты, мимика, позы.

21. Этикет в речевой деятельности.

22. Этикетная культура в одежде.

23. Этикет «неформальных» мероприятий.

24. Правила поведения за столом.

25. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения: контексты и пространство межличностного взаимодействия, сценарии и механизмы взаимодействия; социальные ритуалы и особенности ритуального поведения; факторы личности влияния; манипуляции в общении; чувства и эмоции в общении.

26. Каналы коммуникации и коммуникативные барьеры: речь; речевое взаимодействие; речевые игры; невербальные средства общения.

27. Успешное понимание собеседника: первое впечатление; психологические основы и закономерности понимания собеседника; роль национальных и этических стереотипов в понимании; мужской и женский стили общения как факторы непонимания позиции собеседника.

28. Конфликт: механизм действия и разрешения. Трудности и дефекты общения: конфликт в коммуникации; барьеры общения; дефицитное и дефектное общение; деструктивность.

29. Культура общения и этика педагога: общение как нравственная ценность: сущность и предназначение.

30. Культура и антикультура общения: понятие и сущность культуры общения; нравственная протокультура и «дефекты» общения; морально-психологические «барьеры» общения; социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении; феномен насилия в общении.

31. Этика интимных отношений: дружба как высшая форма общения; любовь как отношение и влечение; этика семейных отношений.

32. Этика общения в виртуальной реальности.

33. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения.