ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная практика является неотъемлемой частью образовательного процесса при подготовке бакалавров.

Она способствует приобретению студентами навыков практической деятельности для обеспечения высококачественной подготовки квалифицированных специалистов - финансистов, способных работать в финансовых организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах) различных сфер деятельности.

Профессиональная практика предусмотрена ГОСО РК и рабочими учебными планами специальностей КазНТУ им. К.И. Сатпаева для всех форм обучения.

Профессиональная практика может быть осуществлена на базе кафедр, финансовых институтов, организаций и учреждений с различными формами собственности, направление работы которых связано с будущей профессиональной деятельностью выпускников - финансистов.

 

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

Целями профессиональной практики являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний в области профессиональных дисциплин;

- приобретение практического опыта и навыков по специальности;

- приобретение умений ставить цели и формулировать задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью финансиста. Продолжительность практики составляет 4 недели, ее трудоемкость в кредитах определяется рабочим учебным планом (1 кредит соответствует одному контактному часу, равному 50 минутам), а сроки проведения – академическим календарем.

 

Задачами профессиональной практики являются:

- ознакомление с историей создания и развития, миссией, целью, задачами финансовых институтов (организации, фирмы);

- изучение структуры управления организации финансовых институтов (организации, фирмы);

- описание организации работ в финансовых учреждениях;

- описание основных функциональных подразделений (планово-финансового, маркетингового, бухгалтерии, департамента по проектному финансированию, по управлению персоналом и др.) и должностных обязанностей персонала;

- знакомство с управленческой, финансовой и коммерческой деятельностью в реальных условиях работы финансовых учреждений;

- изучение специфики будущей профессиональной деятельности, передовых методов и приемов в области финансов;

- выводы (навыки и умения, приобретенные за время практики; предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы финансовых институтов; индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики);

- анализ собранной информации для написания отчета по профессиональной практике (Приложение А).

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И ПОРЯДОК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

2.1 Организация практики

Информация о видах практики, формах и сроках отчетности выдается студенту в начале учебного года (семестра) согласно графику прохождения практики (Приложение В).

Дирекция института «Экономика и Бизнес» и кафедра «Финансы» устанавливают связи с финансовыми учреждениями – базами профессиональной практики и заключают с ними договора.

Ответственность за организацию профессиональной практики в университете возлагается на учебно-методический департамент.

На кафедре назначается лицо, ответственное за организацию профессиональной практики студентов, в обязанности которого входит работа по организации и качественному проведению практики.

Перед началом практики на кафедре проводится общее собрание группы, на котором студентам разъясняются цели и задачи практики, сроки и порядок ее прохождения

Студенты, обучающиеся заочно при работе по специальности, проходят профессиональную практику на рабочем месте по индивидуальному плану-заданию.

Студенты заочной формы обучения, не работающие по специальности, направляются в установленном порядке на профессиональную практику для ознакомления непосредственно на местах с работой по избранной специальности.

При выезде на профессиональную практику студент получает:

- направление с указанием вида практики, сроков ее прохождения,

предприятия (организации);

- дневник прохождения профессиональной практики;

- программу и методические указания по составлению отчета;

- задание (перечень работ) на профессиональную практику (выдается руководителем от кафедры и указывается в «Направлении на практику») – Приложение Г;

- инструктаж по требованиям, предъявляемым к практикантам.

 

2.2 Руководство практикой

 

2.2.1 Обязанности руководителя практики от кафедры:

 

- своевременная подготовка мест прохождения практики студентов

(подготовка и заключение договоров о практике);

- распределение студентов по местам практики, подготовка и представление отделу практики университета в установленные сроки списка студентов по группам и закрепление за базами практики;

- назначение из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики (совместно с заведующим кафедрой);

- подготовка и выдача студентам дневников, методических указаний по составлению отчета;

- предварительное ознакомление с местом прохождения практики студентов;

- оказание методической помощи студентам и консультаций по составлению индивидуального плана прохождения практики;

- организация проведения общего собрание группы перед началом практики, на котором студентам разъясняются цели и задачи профессиональной практики, порядок ее прохождения;

- проведение инструктажа по требованиям, предъявляемым к практикантам;

- контроль за своевременным прибытием студентов к местам прохождения практики и прикрепления руководителя практики от организации (предприятия, фирмы, учреждения);

- контроль над обеспечением на базе практики нормальных условий труда и быта обучающимся, за проведение с ними обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

- организация разработки и согласования программы профессиональной практики с финансовыми организациями (учреждениями, предприятиями, фирмами);

- информирование кафедры о ходе проведения, а также по окончании профессиональной практики – о выполнении студентом программы практики;

- подготовка ведомости для отражения итогов защиты отчетов по практике;

- участие в организации и проведении защиты отчетов студентов перед, заранее назначенной заведующим кафедрой, комиссией;

- контроль за внесением результатов аттестации по профессиональной практике по четырехбалльной системе в дневник (на последней странице), в протокол защиты отчета (хранится на кафедре в

 

течение одного года) и экзаменационную ведомость (сдается в отдел регистрации).

 

Руководитель профессиональной практики:

- выдает задание на практику;

- оказывает научно-методическую помощь;

- рекомендует основную и дополнительную литературу;

- проводит индивидуальные консультации;

- ведет контроль над процессом прохождения практики;

- оценивает работу студента на практике по указанным критериям – рейтинг практики (Приложение Ж);

- участвует в комиссии по аттестации отчета по практике.

 

2.2.2 Обязанности руководителя практики от предприятия (организации, учреждения, фирмы):

 

 

- организация административного оформления факта практики по времени и месту в соответствии с представлением студентом «Направления на практику»;

-организация практики студентов в соответствии с программой профессиональной практики;

- оказание помощи в составлении графика прохождения практики по отделам, службам (баланса времени), обеспечения рационального использования времени, отведенного на прохождение практики;

- ознакомление студентов с историей создания и развития предприятия (организации), его производственной и организационной структурой;

- проведение экскурсий, вводных лекций;

- предоставление студенту возможности пользоваться вычислительной и

оргтехникой для обработки информации и оформления отчета;

- контроль над ходом выполнения индивидуального плана студентом,

просмотр дневника и проставление своей росписи непосредственно в дневнике;

- ознакомление с отчетом студента и представление краткого отзыва –

характеристики студента – практиканта с объективной оценкой его

теоретической и практической подготовленности, соблюдения трудовой

дисциплины, коммуникабельности и умения работать в команде,

приобретенных навыках и умениях за время практики, об участии студента в общественной жизни предприятия, об отношении студента к работе.

 

В конце Отзыва руководителем должна быть выставлена аргументированная оценка (20 баллов – наивысшая оценка) руководителя от организации (предприятия, фирмы), которая влияет на итоговую оценку защиты отчета студентом на кафедре (Приложение Д).

 

2.2.3 Права и обязанности студента в период учебной практики

 

При прохождении профессиональной практики студенты имеют право:

- не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики;

- быть принятым при наличии вакансий на оплачиваемые должности по профилю специальности;

- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;

- пользоваться библиотекой организации и с разрешения руководителей подразделений информационными фондами;

- получать компетентную консультацию специалистов организации по вопросам, предусмотренным заданием на практику;

- с разрешения руководителя практикой от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;

- пользоваться услугами подразделений непроизводственной сферы организации (столовой, буфетом, спортсооружениями и т. п.).

 

В период профессиональной практики студенты обязаны:

- самостоятельно составить индивидуальный план прохождения профессиональной практики на основе ее специфики и места прохождения;

- перед началом профессиональной практики получить на кафедре сопроводительные документы (дневник, задание, программу и методические указания);

- прибыть на место практики в установленный срок и представить программу, дневник и другие сопроводительные документы для проставления отметки о прибытии;

- составить совместно с руководителем от организации календарный план практики;

- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, правила внутреннего распорядка, трудовую и производственную дисциплину, а также выполнять указания руководителя практики;

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики, и индивидуальный план;

- принимать активное участие в общественной жизни организации (учреждения, предприятия, фирмы);

- записи по прохождению студентом практики ведутся им лично в дневнике практики. Руководитель практики просматривает дневник, о чем ставит свою роспись непосредственно в дневнике практики;

- рабочее место студента при прохождении профессиональной практики может оставаться постоянным или меняться в зависимости от этапа практики на основе целесообразности и особенностей задач практики;

- не позднее 7 дней после окончания практики представить на кафедру письменный отчет с отзывом руководителя от организации и его оценкой в баллах (Приложение Д);

 

2.3 Порядок прохождения практики

 

Профессиональная практика студентов организуется в строгом соответствии с последовательностью перечисленных в рабочем учебном плане видов практик (Приложение В).

Профессиональная практика проводится в сроки, определенные академическим календарем.

Особенности и специфика проведения профессиональной практики определяются программой практики и заданием, выданным руководителем практики от кафедры.

 

 

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

3.1 Общая характеристика финансовых институтов

(учреждений организации)

 

Практика начинается с ознакомления и изучения организационной структуры и направления деятельности финансового института.

Студент по данному разделу должен представить в отчете следующую информацию:

- краткую историю создания и развития финансового института; полное наименование, местоположения (юридический адрес), год образования, организационно - правовую форму, основные и не основные виды деятельности финансового института. Желательно приложить копию Устава;

- организационную структуру финансового института. Для лучшего восприятия системы управления целесообразно представить ее схематично. Описать цель и задачи деятельности финансового института;

- статус и значение основных функциональных отделов финансового института;

- материально-техническое и кадровое обеспечение финансового института;

- анализ деятельности и оказания услуг;

- оценка номенклатуры и качества оказываемых услуг и операций;

- изучение механизма формирования бюджета, затрат, их эффективности и ценообразования;

- особое внимание необходимо уделить финансовой деятельности организации.

 

4 ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

Общественная практика является составной частью профессиональной практики и представляет собой участие студентов в общественной жизни предприятия, культурных, спортивных мероприятиях и т.п.

 

5 ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

 

Отчет по профессиональной практике составляется индивидуально каждым студентом с использованием материала, собранного в период ее прохождения.

Отчет должен быть составлен в форме реферата объемом 20–25 страниц рукописного или машинописного текста и иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, рисунками и т. д.

Оформление отчета производится в соответствии с фирменным стандартом КазНТУ 38114145-У-е-008-2008 «Стандарт организации. Виды и порядок разработки».

Отчет должен включать следующие элементы:

а) титульный лист;

б) задание;

в) содержание;

г) введение;

д) основную часть;

е) заключение;

ж) перечень принятых терминов, перечень сокращений

к) список литературы;

л) приложения.

 

5.1 Титульный лист

Выполняется на листах формата А1. Образец представлен в Приложении А. На титульном листе, где указан руководитель от предприятия, проставляется печать предприятия.

5.2 Содержание включается в общее количество листов данной работы. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают прописными буквами в виде заголовка по центру и не нумеруют. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

5.3 Введение

Слово «ВВЕДЕНИЕ» записывают в виде заголовка прописными буквами по центру и не нумеруют. Во введении отражаются:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

5.3 Основная часть

Основная часть отчета по практике включает разделы в соответствии с программой практики, заданием руководителя:

- описание организации работы;

- процесс практики;

- описание экскурсии;

- описание практических задач, решенных студентом за время прохождения практики;

- описание должностных инструкций по месту прохождения практики.

5.4 Заключение

- необходимо сформулировать навыки и умения, приобретенные за время учебной практики;

- индивидуальные выводы о практической значимости для себя учебной практики.

Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» записывают в виде заголовка по центру прописными буквами и не нумеруют.

5.5 Перечень терминов. Перечень сокращений.

Если в отчете по практике принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание отчета по практике.

Используемые в отчете по практике сокращения должны соответствовать ГОСТ 2.316 и ГОСТ 7.12. Если в отчете принята особая система сокращений слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают в конце отчета перед перечнем терминов.

5.6 Список литературы

Помимо использованной литературы по финансам включаются законодательные, нормативные, инструктивные материалы, отчеты и другие документы, с которыми студент ознакомился в процессе практики (Устав и т. д.). Источники в списке литературы располагаются в порядке их появления в тексте или в алфавитном порядке. При ссылке в тексте на источники следует приводить их порядковый номер в списке литературы, заключенный в квадратные скобки. Слово «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» записывают в виде заголовка по центру прописными буквами и не нумеруют.

Примеры библиографического описания источников приведены в Приложении Б.

5.7 Приложения

Материал, дополняющий отчет по практике, допускается помещать в приложениях. Такими приложениями могут быть, например, графический материал, расчеты, таблицы большого формата, схемы, иллюстрации, рисунки, анкеты, бланки бухгалтерской отчетности и т. д.

Каждое приложение начинается с нового листа. Если их более одного, то приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ы, Ъ, Ь. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Слово «Приложение» пишут в виде заголовка по центру строчными буквами с первой прописной.

Если приложения располагают на нескольких листах, то на каждом последующем листе следует писать «Продолжение приложения А». Приложения должны иметь общую с остальной частью отчета сквозную нумерацию страниц.