ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МОЛОДЕЖЬ

 

Поговорив наедине с возвращенным из ссылки Пушкиным, Император Николай I сказал своим приближенным: «Я сейчас беседовал с одним из умнейших людей России». Неудивительно, что именно Александру Сергеевичу им было поручено составить «Записку о народном воспитании».

Мысль опереться на этот документ в размышлениях о возможностях телевидения (к сожалению, почти не используемых!) в этом важнейшем государственном деле показалась мне плодотворной.

Особо подчеркивает Пушкин неопытность молодого человека, — главное обстоятельство, которое нужно иметь в виду, говоря о способах его воспитания: «Он входит в свет безо всяких основательных познаний, без всяких положительных правил; всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние».

В наши дни представления о жизни взрослых подростковая аудитория приобретает под руководством довольно безответственного «педагога» — малого экрана. Телевидение для нее стало не просто источником разнообразных сведений, а, без преувеличения, — культурной средой обитания.

Любимый жанр юных зрителей — импортные и отечественные боевики, скороспелые, низкопробные поделки дилетантов, снимаемые слишком быстро и дешево, чтобы быть художественными произведениями. Стимулом поступков центрального действующего лица является, как сообщается замогильным голосом в анонсах, цитирую, — «месть, жаркая, как огонь; злоба, острая, как бритва».

По всем законам драматургии главный герой фильма должен быть для зрителей по-человечески привлекательным, цели его — чтобы они могли их сочувственно разделить, ясны и благородны, средства их достижения — безукоризненны с точки зрения нравственности.

В случаях, о которых идет речь, успех зависит от того, кто в кого успеет выстрелить первым, кто кого предусмотрительно «сдаст» заранее.

Еще одна распространенная сюжетная схема, типичная для американской телепродукции: положительные персонажи защищают человечество от тотальной угрозы — гигантских червей (вариант — пауков, драконов, инопланетян, принимающих облик людей и не различимых среди них), разрушающих земной шар, стремящихся уничтожить нашу цивилизацию.

Недалеко ушли от них и российские сериалы, например, «Бандитский Петербург», «Салон красоты», «Черный ворон», — так же запугивающие свою аудиторию, наделяющие мафию непобедимым могуществом, из вечера в вечер погружающие нас в беспредельно жестокую криминальную среду.

Несмотря на заключительные титры, отделяющие одну такую экранную поделку от другой, возникает ощущение, что идет один и тот же бесконечный детектив с огромным количеством персонажей, с попеременным успехом уничтожающих друг друга. А у сидящих перед телевизорами создается стойкое убеждение, что миром правят отношения вражды, предательства, наживы.

Стоит ли после этого удивляться, что уже не в кино, а наяву — 12-летняя деревенская девочка из-за пустяковой ссоры задушила свою 11-летнюю подружку; ночью спрятала труп в стоге сена и сожгла.

А ее сверстники и ребята постарше, но тоже школьного возраста, на вопрос, будут ли они к ней относиться после этого по-прежнему, удивленно пожали плечами: «Конечно: она отомстила за себя».

Через несколько дней — не менее страшное сообщение: два брата, десяти и двенадцати лет, убили своего восьмилетнего приятеля и сбросили его тело в реку. Они боялись, что он расскажет своему отцу об их ночлеге в его гараже.

И опять типичная ситуация: вместо родителей-алкоголиков главным наставником в жизни братьев был телеэкран; сколько раз они видели на нем, как взрослые избавлялись от ненужных свидетелей подобным образом!