Деловая игра
С целью актуализации знаний, умений и навыков студентов для решения практических задач применяется деловая игра «Регламентированная дискуссия». На этапе подготовки к игре формируются группы участников, для каждой группы выбирается направление и моделируется проблемная ситуация, подбирается соответствующая литература.
Содержание игры: в процессе игры каждой команде предлагается осуществить следующие операции:
1. Признание и определение проблемы
- Каковы симптомы?
- Когда они начались?
- Что произошло до этого?
- Какие события или инциденты иллюстрируют проблему?
- Что конкретно является проблемой? То есть, четко опишите конкретные данные и обязанности.
- Как данная проблемы повлияла на меня или мою ассоциацию?
- Какой вклад сделал я в наличие проблемы?
- Чего я не сделал, чтобы устранить проблему?
2. Анализ и прояснение проблемы
- Кто считает это проблемой?
- Почему они считают это проблемой?
- На кого влияет проблема?
- Каким образом?
- Кто и как вовлечен в проблему?
- Какие другие факторы влияют на проблемы? (например, бюджет, традиции, отношения и т.д.)
- Каким образом вы вовлечены в проблемы?
- Что бы вы хотели изменить?
- У кого есть полномочия произвести такие изменения?
- Какие положительные силы помогут вам решить проблему?
- Какие отрицательные силы могут помешать вам решить проблему?
3. Поиск альтернативных решений
1) перечислите все изменения, которые вы внесли в результате принятия решения по данной проблеме. Будьте изобретательны и подходите к решению творчески.
2) выберите три основных приоритета из списка, то есть три наиболее важные вещи для изменений касательно данной проблемы. Будьте конкретны.
Мозговой штурм.Хороший способ создать идеи для решений – это провести мозговой штурм, или обдумать все случайные идеи. При перечислении первых вещей, пришедших вам в голову, будьте настолько абсурдны, насколько вы хотите. Иногда идеи, кажущиеся совсем далекими от решения могут привести в разработке других полезных подходов.
Правила мозгового штурма:
- Записывайте каждую идею, приходящую на ум;
- Пока не оценивайте идеи;
- Нормально повторять идеи – также включайте их в список;
- Подумайте о новых решениях или идеях в течение 3-4 минут;
- Останавливайтесь, если вы нарушаете какие-либо правила.
Когда вы закончили сеанс мозгового штурма, отберите три лучшие идеи из списка. Будьте конкретны.
4. Выбор решения
- Определите как можно больше альтернативных решений проблемы.
- Определите важные критерии оценки каждой альтернативы.
- Проверьте каждое альтернативное решение по разработанным критериям. Определите, не является ли одна альтернатива разумнее других.
- Если необходимо, проверьте ваши причины и предложенные решения других.
5. Осуществление решения
1. Перечислите главные действия, которые вы собираетесь предпринять.
2. Опишите данные шаги в том порядке, в котором вы планируете их предпринять.
· Какие полномочия необходимы вам, чтобы продолжить выполнение решения?
· Какие ключевые группы людей вы привлечете для предоставления ресурсов и поддержки?
· Какие основные камни преткновения или препятствия нужно преодолеть?
· Каковы первые шаги, которые нужно предпринять в течение нескольких следующих недель?
· Кто инициирует действия?
· Кого нужно постоянно информировать?
6. Оценка
- Что изменилось?
- Какие системы ответной реакции вы использовали?
- Какие количественные данные можно измерить, чтобы отметить изменения?
- Какие дальнейшие направления улучшений вы видите?
Игра может применяться как при освоении отдельных разделов, так и для контроля за степенью сформированности знаний, умений и навыков студентов в условиях принятия коллективного решения. Аналогичное задание предлагается студентам для разработки исследовательских программ (проблематизации и построения, подбора, разработки гипотез, определений исходных концепций, методов исследования и способов их интерпретации).
Разработчики:
ФГОУ ВПО «СибГУФК» Доцент кафедры ТМиИ ФКиС Н.В.Рекутина (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)