ОЩУЩЕНИЯ

План:

1. Понятие об ощущении

2. Ощущения и перцептивная деятельность.

3. Классификация ощущений.

4. Свойства ощущений.

5. Взаимодействие ощущений.

1. Понятие об ощущении

О богатстве окружающего мира, о звуках и крас­ках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью орга­нов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

Ощущения отражают действитель­ные свойства предметов и явлений материального мира, воз­действующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него. При этом предметы и их свойства первичны, а ощущения являются результат воз­действия материи на органы чувств. Критерием истинности ощущений слу­жит практика, деятельность субъекта.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.). Ощущения являются источником знаний о мире и о нас самих.

Все органы чувств имеют свою специализацию, которая являетсяпродуктом дли­тельной эволюции (специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.), а сами органы чувствпродуктом приспособления к воздействиям внешней среды.

Человеку все время необходимо получать сведения об окру­жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят инфор­мационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нару­шениям организма.

Показательны в этом отношении результаты исследований по ограничению сенсорной информации, связанные с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах — цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внеш­них воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У ис­пытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию моно­хроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

2. Ощущения и перцептивная деятельность.

Для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Ощущение возникает в ре­зультате преобразования специфической энергии раздражителя, воз­действующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов.

Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее.

Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функ­ции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внеш­ней энергии в нервный процесс;

2) афферентных (центростреми­тельных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с цент­ральным;

3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2).

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализа­тора как целого. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе. Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, воз­никает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализируется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность – в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым и разработанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

 

3. Классификация ощущений.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

1) экстероцептивные, отражающие свойства предме­тов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверх­ности тела. Их также можно подразделить на две группы:

а) контакт­ные, которые передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы.

б) дистантные рецепторы - реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.

С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними.

С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.

Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

return false">ссылка скрыта

В состав осязания входят температурные ощущения (тепла и холода), тактильные ощущения (отражение качественных особенностей предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи).

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.

2) интероцептивные, имеющие рецепторы, располо­женные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.

Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информа­цию о движении и положении нашего тела..

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении расслаблении мышц и т.п.

Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий, раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления формы и быстроты.

С точки зрения данных современной науки принятое раз­деление ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений мож­но считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

 

4. Свойства ощущений.

Общими свойствами всех видов ощущений являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цве­товому тону и т.п.

Интенсивность ощущений является его количественной харак­теристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характе­ристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздра­жителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 милли­секунд, для болевых — 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновремен­но с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявля­ется в так называемом последействии (возникновении последова­тельного образа).

Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу (например, «звон в ушах»).

 

Наконец, для ощущений характерна пространственная локали­зация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактиль­ные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на кото­рую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем так­тильных.

 

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказыва­ется способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражите­ля, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не пере­даются в кору головного мозга.

Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова 1(1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2—8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы спо­собны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 -10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

 

Верхним порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверх громкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, вменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния ре­цептора, силы и длительности раздражения и т.п.

 

Выделяют также разностный порог ощущений – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу ощутить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимается как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г. кажутся одинаково тяжелыми.

Разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

 

Адаптация — это повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе про­должительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата (микродвижений глаза).

2. Притуплении ощущения под влияни­ем действия сильного раздражителя. (Например, снижение интенсивности ощущения при погружении руки в холодную воду, «привыкание» к различению предметов при ярком освещении).

Описанные два вида адаптации можно объединить термином Негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно­сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре­делить как позитивную адаптацию. (Например, уве­личение чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте).

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десят­ков минут), обонятельный и вкусовой.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в за­висимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значе­ние. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмер­ного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

 

5. Взаимодействие ощущений.

 

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влия­нием раздражения других органов чувств называется взаимодействи­ем ощущений.

Например, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влия­нием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствитель­ность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в ка­честве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствитель­ности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

 

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений яв­ляются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анали­заторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности по­следних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызва­но воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

 

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощуще­ния, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встре­чаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые компози­торы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др.) (явление цветомузыки).

 


ВОСПРИЯТИЕ

 

1. Характеристика восприятия и его особенностей

2. Классификация восприятий

3. Восприятие пространства

4. Зрительные иллюзии

5. Восприятие времени и движения

 

1. Характеристика восприятия и его особенностей

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов или явлений.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объе­динение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные свойства восприятия:

1. Пред­метность - способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Ощущения сами по себе не обеспе­чивают предметного отражения. Без участия движения наши восприя­тия не обладали бы качеством предметности.

Предметность восприятия помогает определять предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

 

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздей­ствующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

 

3. Структурность. Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. (например, при восприятии ритма в каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприя­тие ритма).

 

4. Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте. движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Если посмотреть на пальцы: од­ни — на расстоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе, то пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет состав­лять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Многократ­ное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность (постоянство) перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа.

5. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Сознательно вос­принять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толко­вания, объяснения имеющихся данных. (Примером могут служить так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (рис. 3). В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмыслива­нием и называнием (два профиля и ваза).

 

6. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

 

Итак, восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцеп­тивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процес­се восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.п.). Кроме того, необходима актив­ность и на макроуровне, т.е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

 

Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни, прежнего опыта человека, от особенностей его личности.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания и чувства.

Воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощу­щений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Поэтому что один и тот же предмет может восприниматься по-разному различными людьми.

Так, в восприятии одного и того же предмета разыми людьми, бывают различия в зависимости от поставленной задачи (выделение звучания одного инструмента из оркестра), установки («Ревизор»), психического состояния каждого из них (в т.ч. эмоционального).

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

 

2. Классификация восприятий

В зависимости от того, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.

 

В зависимости от цели выделяют:

- преднамеренные восприятия, которые характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

- непреднамеренные, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

 

В зависимости от степени организации выделяют:

- организованное восприятие (наблюдение) – организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная систем;

- неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное всприятие окружающей действительности.

 

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

3. Восприятие пространства

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно сущест­вующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и на­правления, в котором они находятся. Восприятие пространства яв­ляется необходимым условием ориентировки в ней человека.

Определение формы, величины, местоположения и перемеще­ния предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предме­тов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

 

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур, который как бы отделяетфигуру от фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объек­тов (контур и мелкие детали). Зрительное восприятие формы предмета определяется усло­виями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объек­та и фона и т.п.

В осязательном восприятии, чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, рука ощупывает его легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комп­лекс тактильных и кинестезических ощущений.

 

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокраще­ние, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой.

Конвергенция - сведением зрительных осей на фиксируемом предмете (рис. 4).

Комбинация двух раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции — и является условнорефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.

 

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда в очень ограниченных пределах (аккомодация — в пределах 5—6 метров, конвергенция — до 450 метров).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции – сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

При бинокуляр­ной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зри­тельные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сетчатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют опреде­ленные точки сетчатки другого глаза.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; ви­димая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

 

Восприятие направления. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Это происходит благодаря сочетанию зрительных ощущений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, воз­можно с помощью не только зрительного, но и слухового и обо­нятельного анализаторов.

Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих, однако механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

 

4. Зрительные иллюзии

Восприятия могут быть неправильными или искаженными, такие восприятия называют иллюзиями.

Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

Перечислим некоторые из них.

1) Иллюзия стрелы (рис. 10) основана на принципе схо­дящихся и расходящихся линий: стрела с расходящимися на­конечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины. Иллюзия стрелы объясняется свойством целостности восприятия: мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении, и свойства всей фигуры ошибочно переносим на ее части (если целое больше, то больше и его части).

2) Иллюзия железнодорожных путей (рис. 11). Линии, распо­ложенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковы.

3) Переоценка вертикальных линий (рис. 12). Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной. Высота цилинд­ра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны. Переоценка вертикальных линий объясня­ется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонталь­ной плоскости. Поскольку интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, вертикальные расстоя­ния кажутся нам больше горизонтальных.

4) Неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется больше, а далекий – меньше своей действительной величины.

Эта иллюзия объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображения на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

5) Иллюзия концентрических окружностей. Пред­ставленные на рисунке концентрические окружности восприни­маются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых (изображены белым) пересекают эти окружности в местах их пересечения с фоном.

Однако далеко не для всех видов зрительных иллюзий найдено убедительное истол­кование.

 

5. Восприятие времени и движения

 

1) Восприятие времени - есть отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Специального, самостоятельного анализатора времени нет. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помо­щью корковых отделов мозга. Вос­приятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбужде­ния и торможения.

Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. Двигательные ощущения обеспе­чивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Слуховые ощущения отражают временные особенности дейст­вующего раздражителя: его продолжительность, ритмичность и т.п.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процесс в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек и то с помощью специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (н-р, чередование звуков).

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

 

2) Восприятие движения - отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы.

Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о движении объектов двумя путями: непосредственно воспринимая акт переме­щения, это возможно если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

Возможны случаи, когда субъект приписывает движения, как окружающим предметам, так и самому себе. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. Примером кажущегося движения является восприятие кинокартин. Известно, что зрительное ощущение возникает не сразу, а с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время. После окончания действия раздражителя. Благодаря этой способ­ности глаза при смене 24 кадров в секунду мы видим, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение.

Восприятие движения возможно и с помощью слуха. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении источника звука и ослабевает при его удалении.