Методология теоретического уровня: подходы и методы
Методология теоретического уровнянаучного исследования содержит:
-класс операций и действий логического характера;
-класс развитых научно-познавательных подходов и методов.
Называют следующие операции: абстрагирование; идеализация; аналогия; формализация; анализ и синтез; дедукция и индукция; классификация и типология.
В отечественной философии науки В.С.Степиным разработано представление о научно-познавательном подходе, как самостоятельной единице познавательного цикла. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкретных методологических предписаний. Методже представляет собой упорядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существенно различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя пространство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.
В научном познании сформировалось несколько теоретико-методологических направлений, которые имеют общенаучноезначение и применяются во многих научных областях. В философии науки нет достаточного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификацииэтих подходов и методов. Основные подходы и методы группируют в три подкласса.
Первый подкласс - это группа дедуктивныхподходов и методов, в него входят:
-аксиоматический метод;
-гипотетико-дедуктивный метод.
Второй подкласс - группа исторических подходов и методов:
-конкретно-исторический (собственно исторический) метод;
-абстрактно-исторический (реконструкционный) метод.
Третий подкласс - группа системныхподходов и методов.
Методы дедуктивной группы концентрируются вокруг логической операции дедукции. Их центральным методологическим требованием является требование строгого логического следованияодних положений из других. Теория, развертываемая в соответствии с этими требованиями, должна быть по своей структуре максимально близка к единому логическому «дереву», где каждая «ветвь» (за исключением нескольких начальных) логически следуетиз предыдущих положений (предпосылок) и сама служит основой для выведения из нее более частных положений (следствий). Конечно, содержательные научные теории в той или иной степени отклоняются от такой структуры, но они в своем развитии ориентированына нее. Это требование является методологическимидеаломдля дедуктивных теорий.
Методы, входящие в исторический подход, нацелены на воспроизведение динамических аспектов того или иного явления, процесса. Они выявляют этапы его развития, хронологию, излагают взаимосвязь и последовательность тех или иных событий. Этот подход концентрируется вокруг понятия истории в обобщенном смысле. Концептуальный стержень этого подхода составляют, прежде всего, временные (темпоральные) характеристики изучаемого объекта.
Системное направление базируется на уточнении и раскрытии в методологическом срезе понятия «система».