Методология теоретического уровня: подходы и методы

Методология теоретического уровнянаучного исследования содер­жит:

-класс операций и действий логического характера;

-класс развитых научно-познавательных подходов и методов.

Называют следующие операции: абстрагирование; идеализация; аналогия; формализация; анализ и синтез; дедукция и индукция; классификация и типология.

В отечественной философии науки В.С.Степиным разработано представление о научно-познавательном подходе, как самостоятельной единице познавательного цикла. Ядро подхода составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкрет­ных методологических предписаний. Методже представляет собой упо­рядоченную совокупность предписаний, которые, однако, могут существен­но различаться между собой по уровню требовательности и определенности: они могут задавать достаточно жесткие ориентиры деятельности, а могут функционировать лишь в роли регулятивных принципов, оставляя прост­ранство для гибкого сочетания методик и операций более конкретного уровня.

В научном познании сформировалось несколько теоретико-методологических направлений, которые имеют общенаучноезначение и при­меняются во многих научных областях. В философии науки нет доста­точного единства в вопросе о том, какие именно направления следует считать ведущими; нет и устоявшейся классификацииэтих подходов и методов. Основные подходы и методы группируют в три подкласса.

Первый подкласс - это группа дедуктивныхподходов и методов, в него входят:

-аксиоматический метод;

-гипотетико-дедуктивный метод.

 

Второй подкласс - группа исторических подходов и методов:

-конкретно-исторический (собственно исторический) метод;

-абстрактно-исторический (реконструкционный) метод.

 

Третий подкласс - группа системныхподходов и методов.

Методы дедуктивной группы концентрируются вокруг логической операции дедукции. Их центральным методологическим требованием яв­ляется требование строгого логического следованияодних положений из других. Теория, развертываемая в соответствии с этими требованиями, должна быть по своей структуре максимально близка к единому логиче­скому «дереву», где каждая «ветвь» (за исключением нескольких началь­ных) логически следуетиз предыдущих положений (предпосылок) и сама служит основой для выведения из нее более частных положений (след­ствий). Конечно, содержательные научные теории в той или иной степени отклоняются от такой структуры, но они в своем развитии ориентирова­нына нее. Это требование является методологическимидеаломдля де­дуктивных теорий.

Методы, входящие в исторический подход, нацелены на воспроизведение динамических аспектов того или иного явления, процесса. Они выявляют этапы его развития, хронологию, излагают взаимосвязь и после­довательность тех или иных событий. Этот подход концентрируется вокруг понятия истории в обобщенном смысле. Концептуальный стер­жень этого подхода составляют, прежде всего, временные (темпоральные) характеристики изучаемого объекта.

Системное направление базируется на уточнении и раскрытии в методологическом срезе понятия «система».