Характеристика дошкольного детства (от 3 до 6 лет)

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи, где проходило основное развитие и воспитание ребенка, расширяются до пределов улицы, города, страны. Ребенок впервые попадает в детский коллектив, начинает включаться в специально организованный образовательно-воспитательный процесс в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Ребенок открывает для себя мир человеческий отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему, конечно, еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая или творческая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и т.п. – и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Характерные особенности дошкольного возраста:

· Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

· Максимально высокая роль семьи в удовлетворении материальных, духовных и познавательных потребностей;

· Минимальная возможность самозащиты от неблагоприятного влияния среды.