Сторонится лицемерия
Праведная, идущая по правильному пути мусульманка говорит всегда откровенно. Она далека от каких-либо проявлений лицемерия и притворства. Ее вероучение считает лицемерие действием запрещенным и наказуемым, т.е. недостойным для благочестивой мусульманки.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, разработал для нас рецепт спасения от ужасного падения в грязь лицемерия и угодничества. Однажды люди из племени Бану Амир стали его восхвалять: «Ты наш господин!» Он им ответил: «Господином является Аллах». А они продолжают: «Ты для нас самый наилучший, самый благодетельный!» Он их прервал: «Скажите, с чем пришли. Не возвышайте меня выше того положения, которое мне установил Всевышний Аллах. Я - Мухаммед ибн Абдалла, Его раб и Его посланник».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, преградил путь любителям восхвалять людей без меры. Так, он запретил называть его «господин», подчеркивать его достоинства, щедрость, превосходство. А ведь он - самый лучший из посланных, самый первый и лучший мусульманин, вне всякого сомнения. Он прекрасно понимал, что если широко открыть двери для восхваления, то это создает опасность скатывания к лицемерию, чего не допускает чистый, не терпящий порока дух ислама, его истинная природа. Он запрещал сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы хвалящий не скатывался к лицемерию и чтобы хвалимого не охватило чувство опьянения высокомерием, господством над другими, самовосхищением.
Аль-Бухари и Муслим рассказали со ссылкой на Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Один человек восхвалял другого у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал: «О несчастный! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга!» А затем добавил: «Если кто-то из вас хвалит своего друга, не может без этого, то пусть скажет: Я почитаю его таковым. Аллах - его судья. И не оправдываю перед Аллахом того, кого почитаю...»
Если же так сложилось, что надо хвалить, то следует добиваться того, чтобы хвала была правдивой, соответствующей реальному образу хвалимого. Надо, чтобы хвала была умеренной, без чрезмерности и преувеличения. Тогда она очищает общество от лицемерия, лести и неискренности.
Аль-Бухари рассказал со ссылкой на Раджаа, а тот - на Михджана аль-Аслями, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и Михджан были в мечети. Благородный посланник увидел молящегося человека, который делал земные и поясные поклоны. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, спросил: «Кто ты?» Михджан начал расхваливать его: «О посланник Аллаха! Он такой, такой ...» Он сказал: «Прекрати. Не заставляй его слушать. Ты его погубишь».
Благородный посланник назвал такое положение, когда заставляют слушать прославление, губительным, ибо это оказывает глубокое психологическое воздействие на человека, от природы склонного с удовольствием слушать хвальбу. Хвалимый начинает кичиться перед людьми, смотреть на них свысока. А восхваление повторяется лицемерами. Очень часто такое становилось типичным для многих ответственных лиц. Они становились пленниками своего возбужденного желания и не хотели прислушаться к искреннему совету, доброму наставлению, тем более критике. Такой человек принимает только восхваление, фимиам. И неудивительно после этого, что он теряет чувство долга, в нем погибает справедливость, добродетель. Результат -общество становится порочным, безнравственным.
Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел бросить пыль в лицо восхвалителей с тем, чтобы не множилась их чернота в исламском обществе. Ведь своим множеством они распространяют лицемерие и лесть, тем самым распространяют беды и несчастья.
Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали себя очень неловко, когда восхвалители расточали им похвалу, хотя они и заслуживали ее больше, чем кто-либо, если учесть их заслуги. Но они отличались высокими нравственными качествами, поэтому были далеки от этих дешевых проявлений натуры человека и хорошо понимали губительное воздействие чрезмерного хваления. Нафиу, да будет доволен им Аллах, и другие рассказали, что один человек обратился к Ибну Омару: «О лучший из людей!» или «О сын лучшего из людей!» Ибн Омар так отреагировал: «Я не лучший из людей и не сын лучшего из людей. Я один из рабов Аллаха, во всем надеюсь на Него и испытываю почтенный страх перед Ним».
Очень мудро сказал славный сподвижник! Он тонко чувствует дух ислама, во всем, внешне и в глубине души, следует мудрым наставлениям пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать.
Славные сподвижники хорошо понимали мудрую точку зрения, которую благородный посланник постоянно напоминал им, подсказывая словом и делом, как надо избегать лицемерия, в чем разница между истинным стремлением снискать благоволение Аллаха и лицемерием, заискиванием и угодливостью.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, рассказал про такой случай. Однажды люди сказали ему: «Когда мы приходим к нашим правителям, говорим не то, что говорим». Ибн Омар на это ответил: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, мы считали это лицемерием».
Истинная мусульманка застрахована от падения в грех лицемерия. А ведь в наше время есть много таких женщин, которым не удается избежать его. Они считают, что не переходят границы обычной предупредительности, учтивости. Но такие женщины совершенно не в курсе, что есть запрещенные формы выражения вежливости, которые они и стремятся использовать. Такие женщины не отдают себе отчета в том, что, когда воздерживаются говорить правду или расточают хвалу тому, кто этого не заслуживает, совершают ненавистное и губительное дело -лицемерие.