Сторонится лицемерия

 

Праведная, идущая по правильному пути мусульманка го­ворит всегда откровенно. Она далека от каких-либо проявлений лицемерия и притворства. Ее вероучение считает лицемерие действием запрещенным и наказуемым, т.е. недостойным для благочестивой мусульманки.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, разработал для нас рецепт спа­сения от ужасного падения в грязь лицемерия и угодничества. Однажды люди из племени Бану Амир стали его восхвалять: «Ты наш господин!» Он им ответил: «Господином является Ал­лах». А они продолжают: «Ты для нас самый наилучший, самый благодетельный!» Он их прервал: «Скажите, с чем пришли. Не возвышайте меня выше того положения, которое мне установил Всевышний Аллах. Я - Мухаммед ибн Абдалла, Его раб и Его посланник».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, преградил путь любителям вос­хвалять людей без меры. Так, он запретил называть его «госпо­дин», подчеркивать его достоинства, щедрость, превосходство. А ведь он - самый лучший из посланных, самый первый и луч­ший мусульманин, вне всякого сомнения. Он прекрасно пони­мал, что если широко открыть двери для восхваления, то это со­здает опасность скатывания к лицемерию, чего не допускает чи­стый, не терпящий порока дух ислама, его истинная природа. Он запрещал сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы хваля­щий не скатывался к лицемерию и чтобы хвалимого не охвати­ло чувство опьянения высокомерием, господством над другими, самовосхищением.

Аль-Бухари и Муслим рассказали со ссылкой на Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Один человек восхвалял друго­го у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал: «О несчастный! Ты перерезал шею своего друга! Ты перерезал шею своего друга! Ты перере­зал шею своего друга!» А затем добавил: «Если кто-то из вас хвалит своего друга, не может без этого, то пусть скажет: Я по­читаю его таковым. Аллах - его судья. И не оправдываю перед Аллахом того, кого почитаю...»

Если же так сложилось, что надо хвалить, то следует доби­ваться того, чтобы хвала была правдивой, соответствующей ре­альному образу хвалимого. Надо, чтобы хвала была умеренной, без чрезмерности и преувеличения. Тогда она очищает общест­во от лицемерия, лести и неискренности.

Аль-Бухари рассказал со ссылкой на Раджаа, а тот - на Михджана аль-Аслями, да будет доволен ими Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и Михджан были в мечети. Благородный посланник увидел молящегося человека, который делал земные и поясные поклоны. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, спросил: «Кто ты?» Мих­джан начал расхваливать его: «О посланник Аллаха! Он такой, такой ...» Он сказал: «Прекрати. Не заставляй его слушать. Ты его погубишь».

Благородный посланник назвал такое положение, когда за­ставляют слушать прославление, губительным, ибо это оказыва­ет глубокое психологическое воздействие на человека, от приро­ды склонного с удовольствием слушать хвальбу. Хвалимый на­чинает кичиться перед людьми, смотреть на них свысока. А восхваление повторяется лицемерами. Очень часто такое стано­вилось типичным для многих ответственных лиц. Они станови­лись пленниками своего возбужденного желания и не хотели прислушаться к искреннему совету, доброму наставлению, тем более критике. Такой человек принимает только восхваление, фимиам. И неудивительно после этого, что он теряет чувство долга, в нем погибает справедливость, добродетель. Результат -общество становится порочным, безнравственным.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел бросить пыль в лицо восхвалителей с тем, чтобы не множилась их чернота в исламском обществе. Ведь своим множеством они распростра­няют лицемерие и лесть, тем самым распространяют беды и не­счастья.

Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали себя очень неловко, когда восхвалители расточали им похвалу, хотя они и заслуживали ее больше, чем кто-либо, ес­ли учесть их заслуги. Но они отличались высокими нравствен­ными качествами, поэтому были далеки от этих дешевых прояв­лений натуры человека и хорошо понимали губительное воздей­ствие чрезмерного хваления. Нафиу, да будет доволен им Аллах, и другие рассказали, что один человек обратился к Ибну Омару: «О лучший из людей!» или «О сын лучшего из людей!» Ибн Омар так отреагировал: «Я не лучший из людей и не сын лучше­го из людей. Я один из рабов Аллаха, во всем надеюсь на Него и испытываю почтенный страх перед Ним».

Очень мудро сказал славный сподвижник! Он тонко чувст­вует дух ислама, во всем, внешне и в глубине души, следует му­дрым наставлениям пророка, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать.

Славные сподвижники хорошо понимали мудрую точку зрения, которую благородный посланник постоянно напоминал им, подсказывая словом и делом, как надо избегать лицемерия, в чем разница между истинным стремлением снискать благово­ление Аллаха и лицемерием, заискиванием и угодливостью.

Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, рассказал про та­кой случай. Однажды люди сказали ему: «Когда мы приходим к нашим правителям, говорим не то, что говорим». Ибн Омар на это ответил: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, мы счита­ли это лицемерием».

Истинная мусульманка застрахована от падения в грех ли­цемерия. А ведь в наше время есть много таких женщин, кото­рым не удается избежать его. Они считают, что не переходят границы обычной предупредительности, учтивости. Но такие жен­щины совершенно не в курсе, что есть запрещенные формы вы­ражения вежливости, которые они и стремятся использовать. Такие женщины не отдают себе отчета в том, что, когда воздер­живаются говорить правду или расточают хвалу тому, кто этого не заслуживает, совершают ненавистное и губительное дело -лицемерие.