Билет 7.Консультирование.

Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия. Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.

Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста социальной работы. Специалисту социальной работы, консультирующему клиента, следует использовать специальные психологические приемы завоевания доверия и формирования взаимопонимания. Он должен уметь слушать, наблюдать, чутко реагировать на содержание и форму вербального и невербального общения.

Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике соответствующие приемы и методы. Хороший консультант должен обладать семью качествами:

1. эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;

2. уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней;

3. конкретностью, четкостью;

4. знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;

5. искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;

6. соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;

7. сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

 

Юридическая консультация (англ. – legal counseling) необходима как частным лицам, так и руководителям либо собственникам организаций.

Юридическая консультация может решить множество сложных для обывателя, с трудом ориентирующегося в законах, вопросов. Понять суть проблемы, грамотно изложить ту информацию, которая требуется клиенту, вместе найти выход из сложившегося положения, ответить на все возникшие вопросы.