ТЕМА 1 Методология психологии как самостоятельная область научного познания

Методология – это система принципов и способов построения (организации) теорети-ческой и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный предмет рационального познания – система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. К.К.Платонов определяет методологию психологии как отрасль психологии, лежащую на ее пересечении с философией, предмет которой – соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) принципам диалектического материализма. В «Кратком словаре системы психологических понятий» методология психологии оп-ределяется как система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. Это учение является «корнем» дерева психологической науки. Весьма емко определена методология П.Копкиным и С.Спиркиным: «Методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания». Мировоззрение – это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую систему взглядов (знаний, умений, отношений) человека на мир и себя. Формируется мировоззрение в результате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и со-циальных, макро- и микросредовых). Мировоззрение определяет позицию человека по отно-шению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентаций и принципов деятельности. Важнейшим в методологии психологии является научный принцип познания, опираю-щийся на научный подход к исследованию. Научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к мировоззренческим установ-кам и одновременно как методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных ме-тодах и процедурах (см. главу 4). В соответствии с методологией психологическая наука в процессе своего развития при-няла ряд принципов общенаучного характера:

 

Антропный принцип (в науке признается познаваемость окружающего мира и воз-можность его изменения субъектом познания);

 

Принцип детерминации (причина определяет следствие);

 

Принцип дополнительности (комплементарности) (сложность организации объекта познания требует его всестороннего исследования);

 

Принцип методического атеизма (запрещение ссылки на Бога как причинный фак-тор);

 

Принцип объективности (признание наличия объективной реальности, не зависящей от уровня ее восприятия человеком);

 

Принцип относительности (любой объект реальности всегда находится в отношении с другим объектом, и его характеристики зависят от других объектов);

 

Принцип системности (методологическое направление в изучении реальности, рас-сматривающее любой ее фрагмент как систему) и ряд других.

 

Существует и ряд специфических научно-психологических принципов, таких как прин-цип личностного подхода (означает признание целостности главного объекта изучения пси-хологии – человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с окружающим миром). Методология выполняет две глобальные функции: служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания. Как учение о методе познания методология разрешает ряд специфических проблем:

 

 

-анализ принципов, концепций, теорий и подходов;

 

-проработка понятийного аппарата и соответствующей терминологии, языка исследо-вания;

 

-описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз;

 

-изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий;

 

разработка отдельных методов (от частных до общих).

Необходимо различать методологию в широком и в узком смысле слова. Методология в широком смысле предполагает указания на то, как будет исследоваться тот или иной пред-мет. С другой стороны, различают методологию в узком смысле как совокупность специаль-ных положений, правил, норм, используемых при проведении исследования. Методология в узком смысле представляет собой концептуализацию процесса исследования, когда объектом анализа является сам исследовательский процесс.