II. Виды научного исследования

 

Cуществует большое разнообразие научных исследований, для их систематизации различные виды исследований классифицируются по разным основаниям. В итоге можно вычленить противоположные типы исследований:

1.Номотетическое – идеографическое исследование.

Номотетическое исследование направлено на поиск общих закономерностей, типического в поведении личности, типологий, классификаций, общих механизмов. Идеографическое исследование ориентировано на поиск индивидуального, уникального специфического, характеризующего только данный объект.

 

2. Фундаментальное - прикладное исследование.

Фундаментальное исследование направленно на познание наиболее существенных свойств явлений, безотносительно к возможному практическому использованию результатов исследования.

Прикладное исследование проводится в целях решения конкретной практической задачи, например, улучшения психологического климата в коллективе, психологических источников трудностей обучения в классе и т.д.

 

3.Монодисциплинарное - междисциплинарное исследование.

Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной научной дисциплин. Междисциплинарные исследования проводятся на стыке научных дисциплин, требует участия специалистов различного профиля (на стыке психологии и информатики – психологические проблемы использования компьютеров при проведении психологического тестирования), на стыке психологии и лингвистики – использование лингвистических методов при изучении явлений психологических, например, методов анализа текстов.

 

4. Однофакторное (аналитическое) - комплексное исследование.

Однофакторное исследование направлено на выявление одного наиболее существенного фактора, формирующего (влияющего) изучаемое явление.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов, посредством которых охватывается максимально возможное число значимых характеристик явления. Например, комплексное изучение психических образований личности включает изучение следующих психических образований (см. В.Н.Панферов

[ ]: аффективность, мотивация, креативность, саморегуляция, темперамент, память, интеллект, речь, коммуникативность; самосознание. Такое исследование требует мобилизации усилий коллектива исследователей, применения комплекса разнообразных методических средств. В истории психологии известны такие комплексные исследовательские программы, как программа Б.Г.Ананьева, реализовавшаяся в 60-х годах XX столетия [ ].

 

5. Корреляционное исследование- исследование, направленное на изучение взаимосвязи между событиями, которые описываются переменными.

6.По критерию цели также выделяются несколько видов исследований.

А) Поисковое исследование. Это попытка решения новой проблемы, получения новых результатов в малоисследуемой области знаний.

Б) Критическое исследование, они проводится в целях опровержения существующей теории, гипотезы или для сравнения существующих теорий. Реализуются в более исследованных областях науки.

В) Воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение результатов прежде проведенного исследования.

Г) Уточняющее исследование. Цель - установление границ, в пределах которых теория справедлива и предсказывает факты.

Таких исследований - большинство, и особенно среди квалификационных работ.

 

Приведенная классификация не исчерпывает все виды исследований, так, различают также сплошные и выборочные, пилотажные исследования и многие другие.