Гуманистическая парадигма социологии образования.
Эта парадигма имеет «марксистское» про-
исхождение и акцентирует внимание на конфликтном характере взаимодей-
ствий личности и системы образования. Основной функцией образования
в рамках гуманистической парадигмы считают репродуктивную. Но это не
только репродукция профессиональных знаний и навыков. Являясь частью
государственного аппарата, образование, наряду с силовыми структурами
и идеологическими институтами помимо обучения навыкам, необходимым
в будущей работе, репродуцирует (передает) «правила хорошего поведения», формирует установки подчинения. В то же время образование выступает ос-
новным механизмом социального тестирования, отбора и распределения инди-
видов по социальным группам и слоям. Образование воспроизводит сущест-
вующую социальную структуру общества и тем самым воспроизводит социаль-
ное, профессиональное и культурное неравенство, на основе которого строится
эта социальная структура. Неравенство заложено в образовании в виде «скрыто-
го учебного плана». Это неравенство может проявляться в культурно-
поведенческих оппозициях (наличие субкультурных групп, одежда, сленг, пас-
сивное/активное сопротивление), в заниженной самооценке, в языке (практиче-
ском/символическом), в уровне базовой информации, уровне интеллекта, спо-
собности к обучению. «Скрытый учебный план» ориентирует учащихся, прежде
всего, на успешность, а в случае неуспешности – винить только себя. Таким об-
разом, образование, особенно в современном обществе, фундаментальным обра-
зом определяет место и роль человека в социальной структуре.
В рамках гуманистической парадигмы можно изучать следующие жиз-
ненно важные проблемы:
1. Потребность в получении образования. Возможность/невозможность
реализации потребности в получении образования и ее влияние на распределе-
ние и перераспределение индивидов в обществе по разным социальным слоям и
классам, профессиональным группам и категориям. Восходящая и нисходящая
мобильность, которая в зависимости от уровня образования переносит индиви-
дов верх или вниз или по горизонтали. Воспроизводство социального неравенст-
ва, уменьшение или увеличение жизненных шансов молодежи. Удовлетворе-
ние/неудовлетворение потребности в образовании как реализация идеи равен-
ства/неравенства в образовательной системе. Потребность в получении
образования раскрывается через такие показатели, как: эффективность, дос-
тупность образования талантам и необходимость пополнять рабочие места ква-
лифицированными работниками; возможность эффективно транслировать цен-
ности солидарности/лояльности; возможность рассчитывать выходцам из низ-
ших слоев общества на личный (а не групповой) успех.
2. Проблемы вузов. В какой степени высшее учебное заведение является
местом воспроизводства социальной структуры, взаимной изоляции классов и
слоев, порождает чувство социальной несправедливости, неравенства шансов
для вертикальной мобильности. На каком уровне обучения происходит акку-
муляция социального неравенства в системе образования. Различия в дискурсе
учащихся, представителей разных социальных групп. Роль платного образова-
ния в усилении социального неравенства. Какие факторы влияют на усиление
социального неравенства (социальное происхождение, статус родителей, уро-
вень образования родителей, финансы). Происхождение неравенства (полити-
ческого, экономического, прагматического) в современной российской высшей
школе. Репутация вузов различных форм (коммерческих и государственных)
в обществе и у представителей различных социальных групп. Как распределя- ются потоки абитуриентов по престижным профессиям в зависимости от соци-
ального происхождения. Проблема репродукции статуса родителей. Степень
доступности качественного среднего и высшего образования для представите-
лей социальных низов. Различия в ориентациях вузов разных форм (государст-
венные, коммерческие) на абитуриентов. Различия в ориентациях на профес-
сиональное образование студентов разных форм обучения («бюджетники»
и «коммерческие»). Последствия усиленной социальной дифференциации
в системе образования для развития общества и экономики.
3. Школа – вуз. Трехслойная структура системы учебных учреждений
среднего образования: элитные гимназии, лицеи, спецшколы. Школы с час-
тично оплачиваемыми образовательными услугами или отдельными приви-
легиями в образовании. Массовые общеобразовательные школы, обеспечи-
вающие общеобразовательный стандарт. Эффективность различных форм
платного образования (платные места в вузах, подготовительные курсы, ре-
петиторство, платные профильные классы в школе, частные школы). Влияние
платного образования на социальный статус ученика в школе. Доступ к каче-
ственным образовательным услугам средней ступени для разных слоев насе-
ления. Факторы влияния на доступ к качественному среднему и другому типу
образованию: материальное положение семьи, тип поселения, связи семьи.
Какие выходы из этой ситуации являются более перспективными: открытое
образование, изменение форм управления и контроль деятельности образова-
тельных учреждений, создание школьных попечительских советов как обще-
ственно-государственных органов, качество образования, ЕГЭ как эффектив-
ный фактор отбора наиболее подготовленных абитуриентов.
4. Образование и социальная мобильность. Качество образования как фак-
тор успешной вертикальной мобильности, жизненные шансы. Факторы (обуче-
ние в престижном учебном заведении как символический аспект образования,
образование как выгодное вложение средств, борьба за властные функции),
влияющие на социальную мобильность. Зависимость длительности и объема по-
лученных знаний и восходящей социальной мобильности. Изменение роли обра-
зования в постиндустриальную эпоху: от эпизода в жизни до постоянной рабо-
ты; ценность образования. Факторы, влияющие на интерес к высшему образова-
нию: тип поселения, самодостаточная ценность образования. Формы обучения:
дневное, заочное, вечернее как феномен второго образования. Взаимосвязь обра-
зования и социальной мобильности раскрывается через такие показатели, как ка-
чество образования, мобильность, жизненные шансы [4, 6].
Сбор эмпирической информации может быть получен либо с помощью
количественных, либо качественных методов [10]. И те, и другие методы
имеют свои достоинства и недостатки. С помощью количественных методов
получают социологическую информацию о больших социальных общностях,
взаимодействии социальных групп в образовательном процессе. Количест-
венные методы требуют хорошо разработанную теорию, объясняющую изучаемое явление. Эта теория является основой методологии исследования.
В количественных методах используются, как правило, формализованные
методы сбора информации (анкетирование, формализованное интервью, ана-
лиз бюджета времени и др.). Качественные методы применяются чаще всего
при проведении микроисследований и в тех случаях, когда испытывается не-
return false">ссылка скрытадостаток теоретических положений. Методами сбора эмпирической инфор-
мации чаще всего являются кейс-стади, биографический (история жизни,
обоснованная теория, устная история и др.).
Выбор той или иной парадигмы и методических подходов исследования
образования зависит от особенностей объекта изучения, степени разработан-
ности проблематики в рамках социологии образования, уровневых характе-
ристик самого исследования, его целей, назначения. Этот выбор решается ав-
тором исследования самостоятельно и зависит от многих причин.