Карьерное консультирование детей
Процесс развития карьеры начинается в дошкольные годы и становится более направленным в начальной школе. Герр и Крамер приводят многочисленные примеры исследований, которые показывают, что в течение первых шести лет школы у многих детей развивается относительно устойчивое самовосприятие и ученики делают предварительный выбор профессии. Эти процессы наблюдались независимо от того, осуществлялась ли какая-либо деятельность по карьерному консультированию и руководству или нет. Тем не менее широкая, систематическая программа консультирования по вопросам карьеры и профессиональной ориентации, осуществляемая в школах, может принести детям определенную пользу, особенно в регионах с ограниченными возможностями занятости. Такая программа должна больше сосредоточиться на просвещении, а не на окончательном принятии решения. Она должна обеспечить детям как можно больше познавательной активности и внушить им, что они имеют возможность выбора карьеры. По мере перехода из класса в класс школьники начальных классов получают более подробную информацию о профессиях и их перспективности, которая может превышать рамки социоэкономического уровня и пола.
Джессер предполагает, что уровень карьерной осведомленности у младших школьников может быть повышен в результате таких мероприятий, как ознакомительные экскурсии на местные промышленные предприятия, пекарни, предприятия обрабатывающей промышленности или банки. Например, «поскольку пицца безусловно вызывает интерес у младших школьников, ознакомительная экскурсия в пиццерию может служить хорошим опытом знакомства с предпринимательской деятельностью». Когда такие экскурсии тщательно планируются, осуществляются и дополняются соответствующими упражнениями в школе (например, обсуждением в классе), дети знакомятся с более широким спектром родственных профессий, начинают понимать ценность труда и значение коллектива при выполнении работы.
Имя Дата
Рабочий листок № 5
Словарная головоломка «Пиццерия»
Посмотрим, сколько слов ты сможешь составить из этих букв (переставляя их местами, чтобы получилось слово). Все слова связаны с экскурсией в пиццерию (pizza restaurant).
1.risdhawshe
2.eanmarg
3.norew
4.tinjoar
5.oshetss
6.tisasrwe
7.fhec
8.tawire
9.ihcsrea
10.uertntraas
11.azpazari
12.psbuoerns
Ответы: (1) dishwasher; (2) manager; (3) owner; (4) janitor; (5) hostess; (6) waitress; (7) chef; (8) waiter; (9) cashier; (10) restaurant; (11) pizzeria; and (12) busperson.
Источник: «The Pizza Connection: Enhancing Career Awareness», by A. V. Beale and D. G. Nugent, 1996, Elementary School Guidance and Counseling, 30, p. 301.
Другой способ расширения информированности детей о мире карьер заключается в проведении дней, посвященных карьере родителей или гостей школы. «Эти дни хорошо подходят для того, чтобы представить детям концепцию школы как работы и учеников как работников».
Сплит предлагает всестороннюю программу работы с детьми, которая включает обучение родителей и классные дискуссии, проводимые совместно преподавателем и консультантом. Он подчеркивает, что имеются три ключевые области карьерного развития на уровне начальной школы: самопонимание (то есть осознание собственной уникальности), понимание и изучение карьеры и принятие решения. Хорошо разработанные программы карьерного руководства и консультирования, которые внедряются уже в начальной школе и координируются с учебными программами на всех уровнях образовательной системы, могут сыграть важную роль в рассеивании иррациональных мифов, препятствующих решению задач карьерного развития. Одним из таких мифов является представление о том, что «решение о выборе профессии — это случай, который должен произойти в определенное время»