Народное творчество
Народная, традиционная культура Вологодчины представляет собой северный вариант русской народной культуры. Высокий уровень развития народного творчества находит отражение не только в сохранении фольклора, но и в поддержании уникальных, старинных ремесленных традиций: вологодского кружевоплетения, плетения из бересты, перегородчатых эмалей, старинной игрушки, росписи и резьбы по дереву, чернению по серебру.
Самое древнее из художественных ремесел Вологодского края — кружевоплетение. В XVI —XVII вв. кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII — XIX вв. — во многих помещичьих усадьбах. Это художественное ремесло было особенно развито на территории бывших Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждой местности формировался свой неповторимый стиль плетения, свои орнаментальные мотивы. Особого расцвета достигло кружевоплетение во второй половине XIX — начале XX в. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Произведения вологодских кружевниц неоднократно отмечались наградами на международных выставках. Первоначально кружева выполнялись с геометрическим орнаментом из золотых или серебряных нитей. Затем стали распространяться льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева.
Первое упоминание об одном из самых известных художественных ремесел по обработке металла — великоустюжском чернении по серебру — относится к середине XVIII в., когда в столицу вызвали местного умельца Михаила Климшина для обучения «московских жителей от купечества» этому искусству. Местные мастера изготавливали различные изящные предметы — табакерки, потиры, коробочки, оклады Евангелий и икон с рисунком, выполненным глубоким бархатистым чернённым сплавом на матовом фоне серебра с золотом. В 40-х гг. XX в. в артели «Северная чернь» под руководством Е. П.Шильниковского, выпускника Петербургской академии художников, были созданы серии изделий, выполненных по сюжетам произведений Пушкина, Гоголя, Крылова.
Северная чернь, а также резьба по кости, резьба и роспись по дереву оказали большое влияние на развитие орнаментального искусства резной бересты в XVIII в. Шемогодская резьба — искусство прорези и тиснения на бересте — нашло отражение в использовании для обрамления растительного орнамента берестяных шкатулок, сундучков, на которых изображались сцены из дворянской жизни, крестьянские мотивы, сказочные существа, нравоучительные юмористические картинки.
Техника и искусство эмали также развиваются на Вологодчине с середины XVIII в. Крупными центрами этого ремесла были Великий Устюг («великоустюжские эмали») и Сольвычегодск («усольские эмали»), на изделиях которых растительные и иные орнаменты наносятся на белоснежный или цветной фон эмали и используется богатейшая цветовая гамма (всевозможные оттенки сиреневых, розовых, лиловых, желтых, красных, голубых тонов).
В конце XIX — начале XX в. в Тотьме существовала Петровская ремесленная художественная школа игрушечного дела и вещей домашнего обихода.
В настоящее время древние ремесла сохраняются и как непосредственно ремесла, а также развиваются в виде промышленного производства изделий народных промыслов.
За работой мастеров можно наблюдать в ремесленных мастерских архитектурно-этнографического музея в д. Семенково Вологодского р-на, а также в возрожденной Петровской ремесленной школе в Тотьме. Разработаны экскурсии на предприятия художественных изделий, где можно познакомиться с технологией изготовления и приобрести сувениры: на великоустюжский завод «Северная чернь», фабрику «Великоустюжские узоры» (изделия из бересты), фирму «Снежинка» в Вологде (вологодские кружева), предприятие «Вологодские художественные изделия» (роспись по дереву, ювелирные украшения с перегородчатыми эмалями). Кроме того, изделия мастеров Вологодчины представляются на региональной выставке-ярмарке «Народные художественные промыслы» в Вологде, а также на Всероссийской выставке-ярмарке «Российский лен».
Лучшие образцы высокохудожественных ремесленных изделий являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Таковы, например, многие экспонаты музея Кирилл о-Белозерского монастыря, Вологодского музея и др.