Методика туристского исследования отдельных видов искусства

Искусство наряду с тремя другими факторами потребительского спроса является главным условием развития туризма. Большинство людей, отправляясь в путешествие, стремится: отдохнуть, расслабиться, восстановить силы на природе; развлечься, научиться чему-либо, укрепить здоровье, имея для этого финансовые возможности; поразить воображение чем-либо экзотическим, например уникальными особенностями этнографической культуры населения и спецификой природы данной страны; насладиться прекрасным, расширить кругозор, повысить культурный уровень, приобщившись к данной художественной культуре и в первую очередь к искусству.

Именно искусство дает наиболее полное, образное представление о возможностях и достижениях человеческого гения на примере конкретных объектов туристского показа: архитектурных сооружений, шедевров живописи, скульптуры, собранных в музеях и выставочных залах, театральных спектаклей фестивалей, конкурсов и других явлений современного мира искусства.

Этот мир настолько сложен и многообразен, что охарактеризовать все его аспекты в любой стране невозможно.

Поэтому из приведенного ниже плана изучения и характеристики искусства следует в каждой стране выбрать те аспекты, компоненты (виды, области или жанры) искусства, которые в наибольшей степени отражают специфику данной страны. Конечно, сколько людей, столько мнений и взглядов на особенности искусства в той или иной стране. Ценность характеристики тем выше, чем точнее определит автор и выразит свое отношение к предмету.

Туристскую характеристику искусства в любой стране следует начать с общего обзора, отметив, насколько велик потенциал страны. Он может быть выражен количеством исторических художественных эпох, стилей, направлений, жанров, видов искусства, получивших развитие на данной территории.

Далее целесообразно указать, какие именно виды (области) современного искусства наиболее интересны для туризма, и последовательно дать характеристику этих видов. Как правило, почти во всех странах наибольший интерес с точки зрения туризма представляют архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр и декоративно-прикладное искусство. Особое место занимают музеи и выставочные залы, преобладающая часть которых в большинстве стран не могут быть отнесены к сфере искусства, так как их функцией и результатом деятельности является хранение и просто демонстрация ранее созданных произведений искусства.

К сожалению, лишь малая часть музеев занята собственно творчеством, т.е. созданием таких композиций, которые сами являются произведением искусства и участвуют собственно в творческих выставках, биеннале и других формах музейного творчества. Но поскольку реально ознакомиться с произведениями изобразительного искусства можно только через эту систему учреждений, их по традиции относят к сфере искусства.

Рассмотрим особенности изучения и характеристики отдельных видов искусства.

При изучении архитектуры следует обратить внимание на то, какая группа памятников и современных сооружений преобладает в стране, — культового или светского назначения. Далее дается краткая характеристика каждой группы, так как практически нет страны, где была бы представлена только одна из групп.

В краткой характеристике следует обратить внимание на конкретные виды сооружений, их значение в культуре и истории страны, желательно указать их ранг в мировой культуре (мировое, национальное или местное значение имеет памятник); сообщить, к какому стилю или эпохе он относится, и в качестве примера дать краткое описание отдельных архитектурных объектов. При характеристике собственно архитектурных сооружений целесообразно выбирать «авторские работы», что позволит дать представление о творчестве знаменитых зодчих и архитекторах страны.

Термином «изобразительное искусство» обозначается несколько самостоятельных видов искусства, то следует указать, какие именно виды изобразительного искусства интересны для туризма в стране: живопись, скульптура, графика и пр. Далее дается характеристика каждого из перечисленных видов по довольно стандартному плану, аналогично объектам архитектуры. Рассмотрим этот план на примере живописи. Вначале следует указать, какие направления и жанры наиболее полно и ярко представлены в произведениях современных художников. Дальнейшую характеристику целесообразнее строить по творчеству каждого из тех художников, которые живут и работают в данной стране. Характеристика творческого портрета (но не описание жизни) любого художника обязательно должна быть связана с конкретным

объектом (или объектами) на территории, с поселениями, где они живут или жили, музеями, посвященными их жизни и творчеству, с музеями, где сосредоточены их произведения, или с памятными местами, отраженными в их произведениях. Рассказ о творчестве иллюстрируется примерами, названиями замечательных произведений живописи, которые были созданы и хранятся (в чем турист может наглядно убедиться) в данной стране.

Особенность музыки как вида искусства состоит в том, что большая часть туристов слабо разбирается в художественных стилях, направлениях и течениях в музыкальной культуре. Перед страноведением не стоит задача повышения уровня музыкальной культуры. Поэтому подготовка специалистов в области турбизнеса может быть ограничена «общеобразовательным» музыкальным стандартом, и в характеристике музыки достаточно обратить внимание на то, какая музыка — вокальная или инструментальная — наиболее популярна в стране. Конечно, популярность — вовсе не критерий определения того или иного уровня развития музыки как искусства, но она дает общее представление о пристрастиях населения. Причем ситуация, когда хорошо развита и вокальная, и инструментальная музыка, встречается достаточно часто. Речь идет не о народном творчестве, не об «авторской песне», не о поп-музыке и вообще не о массовой культуре, а о той музыке, которая исполняется в филармониях, концертных залах консерваторий и на тому подобных сценических площадках, т.е. речь идет о классической музыке. Дальнейшая характеристика строится так же, как и в живописи, по конкретным именам, т.е. по произведениям тех композиторов, которые живут и работают в данной стране. Характеристика творческого портрета (но не описание его жизни) любого композитора или выдающегося музыканта-исполнителя обязательно должна быть привязана к конкретному объекту (или объектам) на территории, поселениям, где они живут или жили, музеям, посвященным их жизни и творчеству, концертным залам, где исполняются их произведения. Рассказ о творчестве иллюстрируется примерами, названиями тех выдающихся произведений музыки, которые были созданы и исполняются (в чем турист может лично убедиться) в данной стране.

Понятие театр в любых туристских характеристиках (в том числе путеводителях) более всего отличается неточностью формулировки. Казалось бы, выражение «пойти в театр» означает увидеть спектакль, шоу, концерт. Однако в большинстве источников туристской информации после заглавия данного раздела следует описание архитектурных особенностей здания театра и лишь в конце как дополнение дается краткая историческая справка о выдающихся (в прошлом) режиссерах, актерах, спектаклях. Но ведь понятие «театр» в туристском страноведении означает именно

современное театральное искусство. Конечно, театральная жизнь в любом цивилизованном государстве настолько богата и разнообразна, что дать ее характеристику — трудная задача. Но хотя бы кратко рассказать об этом богатстве, показать его особенности и многообразие необходимо. Названия и суть основных видов театров знает практически любой мало-мальски образованный человек, даже если он в них никогда не бывал. Поэтому естественно, что в начале характеристики следует перечислить основные виды театров и дать представление о повседневной театральной деятельности в стране и характеристику отдельных видов театрального искусства, наиболее важных с точки зрения туризма.

В этой связи следует отметить, что большая часть провинциальных театров, за исключением немногих региональных театральных столиц, уступает столичным коллективам. Именно поэтому в характеристике театральной жизни самое большое место уделяют столичным театральным коллективам и, конечно, выдающимся театрам провинции.

Наиболее интенсивной и многоплановой является деятельность коллективов драматических театров. Но поскольку преобладающая часть российских туристов, выезжающих в другие страны, не обладает достаточными познаниями в соответствующих иностранных языках, поэтому слушать и воспринимать текст драматического театрального спектакля не в состоянии, а в драматическом театре язык, речь — это главное. Поэтому посещение драматических театров предназначается только для внутреннего туризма.

Универсальными с точки зрения туризма являются театры оперы и балета. Не потому, что туристы хорошо разбираются в данных видах искусства, а именно потому, что преобладающее большинство совсем не разбирается в них. Но в оперу идут слушать музыку, оформленную в виде спектакля, что гораздо красочнее, интереснее. А в балет — смотреть на чувства, выраженные в танце, движении, что само по себе завораживает.

Большой интерес представляют также театры пантомимы, кукол и традиционные национальные театры, спектакли в которых развиваются строго по определенному шаблону (канону) и воспринимаются зрителями именно как праздничный ритуал, красочное зрелище.

Краткая характеристика любого вида театрального искусства напоминает отчасти путеводитель, потому что главное место в ней занимает собственно характеристика отдельных театральных коллективов. После названия театрального коллектива, указания его места в театральной и художественной жизни страны (мира) следует дать представление о современном репертуаре театра, иллюстрируя его примерами. Есть театры, имена режиссеров и акте-

ров, которых знает вся страна или весь мир, в этом случае, конечно, их следует назвать. Даже если туристы и не смогут попасть на спектакль с участием знаменитости, все равно они будут гордиться, что побывали в этом театре.

Декоративно-прикладное искусство включает различные виды деятельности от живописи и скульптуры до мебельного, литейного, керамического, обойного и других производств, служащие для украшения улицы, помещения, одежды. Производства и ремесла данной группы относятся к экономическим условиям и рассмотрены в соответствующем разделе. Что касается небольшой группы профессиональных художников, специализирующихся непосредственно на «декоре» и не связанных с производством, то с их изделиями можно познакомиться на выставках в музеях декоративно-прикладного искусства.

Музейное дело в данном контексте — это сеть учреждений (музеи, картинные галереи, выставочные залы и пр.), специализирующихся на хранении, демонстрации и пропаганде произведений искусства, науки, техники и пр. Учитывая многообразие музейных учреждений, прежде всего следует дать общее представление о существующих видах учреждений данного профиля, выделить несколько видов музейных учреждений и последовательно дать краткую характеристику особенностей каждого из них. Поскольку каждый музей — это коллекция названных произведений, то сделать обобщение обычно сложно. Исключение составляют, пожалуй, только краеведческие музеи СНГ, перечень тематических разделов в которых почти одинаков. Поэтому характеристика видов сводится, по существу, к характеристике музейных или выставочных коллекций. Наибольший интерес представляют коллекции художественных музеев. В характеристике следует отметить основной принцип экспозиции произведений, прежде всего уделяя внимание выдающимся произведениям, группе произведений определенного автора или нескольких авторов какого-либо стиля, направления, эпохи, страны. В данном случае целесообразно остановиться более подробно на характеристике творчества деятелей искусства, не забывая, конечно, своих. Включение в характеристику описание какого-либо произведения, пусть даже выдающегося, нецелесообразно, так как задача страноведения (не экскурсоведения) дать «образ» искусства страны и сформировать представление о богатстве и разнообразии возможностей музеев в организации туризма. Особое место в сети музейных учреждений занимают мемориальные музеи. Они посвящены жизни и творчеству выдающихся людей в разных областях деятельности, а потому представляют несомненный интерес для туристов, но не все. Составляя характеристику этой группы музеев в любой зарубежной стране, надо попробовать поставить себя на место российского туриста, кото-

рому ежедневно неоднократно рассказывают биографии художников, политиков, деятелей науки другой страны, имена которых он слышит в первый и, скорее всего, последний раз в жизни. Поэтому не стоит преувеличивать собственные, равно как и чужие достижения, включая в раздел большое число имен.

Явления и события в мире искусства. Культурная жизнь любой страны наполнена явлениями и событиями различного рода. Учесть их все — задача, далеко выходящая1 за рамки собственно страноведения. Большую помощь при написании этого раздела могут оказать событийные календари, издаваемые крупными рекламными и туристскими агентствами в столицах и крупнейших центрах культуры и туризма во многих странах мира. Иногда такие событийные календари приводятся в путеводителях. В любом случае их надо использовать. Информацию, приводимую в таких источниках, необходимо систематизировать, связать с имеющимися данными и вписать в общую художественно-информационную ткань туристского образа страны.