Специфика восприятия подлинника в художественном музее
Педагогическое взаимодействие художественного музея с системой образования, и прежде всего со школой, определяется спецификой музейного памятника, особенно если речь идет о художественном произведении. Здесь музей опирается на принципы художественной коммуникация, или общения. Являясь межсубъектным взаимодействием, общение «отличается по самой своей сути от коммуникации как передачи некой информации субъектом какому-то лицу или механизму, которые должны принять содержание данного послания, возможно более точно извлекая из текста, в котором оно закодировано»2. Для нас важен педагогический аспект общения как ситуации, предполагающей духовное взаимодействие субъектов в процессе межличностного контакта.
Функции музейного педагога в художественном музее заключаются не столько в том, что он является носителем определенного знания, сколько в организации диалога зрителя с памятником. Этот диалог «развивает духовность человека всесторонне-целостно — в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания».3 Поскольку в основе методики образовательной работы в музее лежит общение зрителя с экспонатом и музейным педагогом, она не является аналогом школьной методики, опирающейся на общую информацию о предмете, которую могут дать справочники, учебники и пособия. Здесь акцент ставится на опыт зрительного и художествен-
1 См.: Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция педагогического взаимодействия ху
дожественного музея и системы образования // Художественный музей в образова
тельном процессе. СПб., 1998.
2 Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций.
СПб., 1997. С. 85.
3 Там же. С. 306.
ного восприятия; хотя произведение искусства на экспозиции также может служить источником информации, ценной для различных областей знания. Данное обстоятельство позволяет нам вновь напомнить о различии науки и искусства «прежде всего по предмету познания и по характеру добываемого ими знания — объективно-истинного в науке и ценностно-осмысленного, субъективированного в искусстве»1.
Принципиальные отличия научного и художественного способов познания мира не мешают, однако, интегративным процессам в этой области, которые приобретают характер диалога как особой формы общения. Современный опыт образовательной деятельности художественных музеев имеет немало примеров этого. Так, в музее Метрополитен (Нью-Йорк) изучение истории искусства дополняется занятиями по истории и географии, использованием в процессе занятий костюмов, мебели и других предметов, помогающих восприятию естественнонаучной и искусствоведческой информации.
Несколько иные приемы изучения истории искусства характерны для ведущих отечественных художественных музеев (Эрмитаж, Русский музей, музеи московского Кремля), где изобразительное искусство рассматривается во взаимодействии с музыкой, литературой, театром. Такая форма приобщения к искусству особенно важна в начальной школе. Педагогические исследования показывают, что смена одного вида искусства, доминирующего в детских занятиях, другим закономерна и обусловлена психолого-возрастными особенностями школьников, а переход к новому этапу их личностного становления сопровождается качественными изменениями содержания их художественно-творческой деятельности2. Это позволяет понять истоки разных видов художественной деятельности и служит методологической основой формирования визуального и художественного восприятия у младших школьников в условиях синкретического единства и взаимопроникновения разных видов художественной деятельности. Художественное развитие учащихся следует начинать со зрительных наблюдений, то есть развития дифференцированного зрения. На основе этого типа зрения складывается визуальная культура и развиваются наблюдательные и аналитические способности, обогащающие эрудицию.
1 Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-художе-
ственная проблема // Гуманитарий. Ежегодник Академии гуманитарных наук. № 1.
СПб., 1995. С. 25.
2 См.: Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство»:
Виды искусства и их взаимодействие (Пособие для учителя). М., 2002.
Вместе с тем эрудиция в области искусства, которой не сопутствует развитая способность художественного восприятия, когда «в акт восприятия в процессе постижения произведения включается вся человеческая личность с ее мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни», превращается, по меткому выражению П. Валери, в «род немощи». «Она подменяет ощущение гипотезами и встречу с шедеврами — бесчисленностью воспоминаний. Добавляет музею неограниченную библиотеку — Венера, ставшая документом»1. Отсутствие художественного переживания создает иллюзию знания материала, которая уводит от подлинного общения с произведением искусства.
Мастера искусства, создавая произведение, всегда рассчитывают на то, что зритель всею полнотой своих душевных сил включится в активный сотворческий процесс, который выражается в художественном переживании. Об этом писали М. Врубель, П. Пикассо и другие выдающиеся мастера живописи. Неумение глубоко проникать в духовную ткань произведения ведет к выхолащиванию восприятия художественного образа. Еще раз подчеркнем, что восприятие художественных произведений значительно сложнее восприятия всех других окружающих человека предметов, потому что «искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических "механизмов", но одновременно оценивается в своем специфическом качестве иллюзорного удвоения реальности»2.
Л. Н. Толстой сравнивал восприятие искусства с микроскопом, наводимым художником на тайны своей души с целью показать эти общие всем тайны людям. Не случайно постижение этой тайны — одна из важнейших проблем, исследуемых психологами, тем более что психологический аспект функционирования искусства, то есть проблемы восприятия, понимания и воздействия произведений искусства на зрителя на сегодняшний день еще недостаточно изучены экспериментальной наукой. В этой связи обратимся к широко известной книге Л. С. Выготского «Психология искусства», в которой ученый делает вывод о том, что психология восприятия произведения искусства играет подчиненную роль по отношению к проблемам воображения и чувства. В центре исследования Л. Выготского — выявление художественных структур, функционально обусловливающих психофизиологический катарсис художественного чувства. Не углубляясь в анализ этого достаточно полно изученного
1 Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 263.
2 Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций.
СПб., 1997. С. 303.
труда ученого, остановимся на выведенном им фундаментальном положений о том, что поскольку всякий «текст» (а произведение искусства является таким текстом) имеет материальную (то, что художник находит готовым) и идеальную (мир художественных образов) стороны, то и в акте восприятия соответственно формируются две установки. Как показывает практика, при исходности реализации установки на восприятие материальной стороны определяющей оказывается репродуктивно-воображающая деятельность зрителя, воссоздающая мир художественных образов. Тем самым, строя на материале своей психики художественный образ, зритель включается в процесс сотворчества, который зависит от обилия и разнообразия личностных подходов к искусству и его оценкам.
return false">ссылка скрытаДанный вывод подтверждается эмпирическими исследованиями современных психологов. Большую ценность для анализа результатов образовательной деятельности музея имеют попытки ученых выделить уровни зрительского восприятия на основе обобщения социологических данных. В качестве примера обратимся к схеме, предложенной профессором психологии Массачусетского колледжа искусств (США) А. Хаузен. В течение десяти лет занимаясь этой проблемой в условиях музея, она сделала весьма примечательный, хотя и не бесспорный вывод о том, что художественное развитие зависит не от возраста, а от окружающей среды, и выделила пять основных стадий восприятия1. Их последовательность такова:
1. Описательная стадия — характеризуется эгоцентрически
ми высказываниями зрителей, которые, обозначая элементы карти
ны, ассоциируют их с личным опытом.
2. Конструктивная стадия — характеризуется утилитарным
подходом зрителя к произведению, попыткой; используя весь запас
знаний, дать оценку увиденному с точки зрения содержания и тех
нического исполнения. На этой стадии реалистическое изображе
ние является эталоном для восприятия.
3. Классификационная стадия — характеризуется попыткой
зрителя активно анализировать произведение. На основе использо
вания собственных знаний он, исследуя содержание произведения и
способы его художественного воплощения, изменяет способ вос
приятия.
4. Стадия интерпретации — характеризуется включением
в восприятие процесса эмоционального взаимодействия, основан
ного на личностном знании и наслаждении от погружения в произ-
1 См.: Музей и школа: диалог в образовательном пространстве: Сб. ст. Вып. 2: Образ и мысль. СПб., 1997.
ведение искусства. На этой стадии зритель делает попытку дать разные интерпретации изображенного в произведении события или явления.
5. Стадия сотворчества — характеризуется зрительской свободой в подходах к восприятию художественного образа на основе натренированного глаза и ума, что позволяет сочетать в оценке произведения критическое осмысление и эмоциональные реакции. На этой стадии зритель понимает необходимость знаний об искусстве и культуре чувств.
Аналогичное и независимое от предыдущего исследование проводилось и отечественными специалистами О. Л. Некрасовой-Ка-ратеевой и М. В. Осориной, которые, изучая проблему детского художественного восприятия, выявили четыре его уровня:
Первый уровень — картина воспринимается как вещь (предмет), находящийся во внешнем мире; он характерен для маленьких детей, а также встречается у не подготовленных к общению с искусством взрослых.
Второй уровень — картина воспринимается как аналог предметного мира или его уменьшенная копия. Главное значение в восприятии на этом уровне имеет принцип узнаваемости (реализма) и склонность к соучастию в изображенных событиях (проживание ситуации). Этот уровень характерен для дошкольного возраста, но может иметь и большую возрастную протяженность.
Третий уровень — картина воспринимается как продукт художественного творчества, где автор создает новый мир в соответствии со своей художественной волей. К зрителю приходит понимание языка изобразительного искусства и ценности индивидуальности художника. Данный уровень восприятия доступен в подростковом возрасте в период, когда детям открываются творческие возможности человека и значимость художественных достижений.
Четвертый уровень — восприятие пространства картины как модели духовно-психического мира художника. Это — уровень сотворчества, позволяющий открыть и понять за событийной стороной картины ее глубинное смысловое пространство, что требует наличия у зрителя основ символического мышления1.
Сопоставляя результаты двух исследований — взрослой и детской аудитории, — мы видим, что они достаточно близки по своему содержанию. Однако в обеих представленных типологиях иг-
См: Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее //Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 130—132.
норируется принципиально важный для формирования художественного восприятия уровень изначального (непосредственного), безмолвного контакта с произведением, не отягощенного посторонними комментариями (Н. А. Яковлева). Именно этот уровень является основой дальнейшего развития восприятия вплоть до его высшей ступени — художественного сотворчества. Он позволяет понять, что художественное произведение — ядро искусства, а художественный образ — это живое целое, который опознается и формируется в процессе активного — сотворческого — общения с этим произведением.
Знание динамики развития процесса восприятия важно для музейного педагога и школьного учителя в их работе по формированию основ эстетической культуры личности и ее способности к художественному переживанию. Полученные в ходе общения с подлинником сведения зритель стремится включить в свой жизненный опыт, что имеет особое значение в раннем возрасте. Этот процесс исключительно важен особенно в раннем возрасте, так как художник создает в своем произведении ситуации и конфликты, которых еще не было в жизни школьника, но которые он уже способен внутренне пережить. Помочь ему в этом и призвана педагогика художественного музея, ориентированная на формирование художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и художественному наследию.
Делая вывод о том, что художественное восприятие произведения искусства в музее представляет собой сложный личностно-обу-словленный процесс, в основе которого лежит диалог, сотворчество личности с автором произведения, подчеркнем значимость начального этапа «вхождения» в культуру, когда ее самостоятельное освоение ребенком затруднено. В связи с этим особую ценность приобретает опыт учителя, который, став посредником между музеем и школьником, может качественно улучшить процесс освоения художественной культуры, «адаптировать» его по отношению к уровню индивидуального восприятия, индивидуальным особенностям и познавательным потребностям личности (А. И. Буров, Э. А. Верб, Б. Т. Лихачев, Э. Сиймер, Н. А. Яковлева).
Опыт работы отечественных и зарубежных музеев показывает, что эффективное общение с подлинником бывает плодотворным в личностном плане, если опирается на пропедевтическую работу, которая может осуществляться как в музее, так и за его пределами. Данным обстоятельством и обусловлено стремление музеев к активному сотрудничеству со школьным учителем и воспитателем детского сада. Знание последними индивидуальных особенностей уче-
ников, круга их интересов и возможностей, готовности к освоению художественной культуры очень важны для успешного достижения педагогических целей и освоения тех форм и направлений работы их реализации, которые предлагает сегодня художественный музей.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные направления образовательной деятельности ху
дожественного музея.
2. Охарактеризуйте специфику социально-ориентационного направле
ния образовательной деятельности художественного музея.
3. Почему педагогика художественного музея выделилась в самостоя
тельное направление музейной педагогики?
4. Раскройте содержание понятия «педагогика художественного му
зея».
5. Перечислите принципиально важные установки, на которые опира
ется художественный музей в процессе своей образовательной деятельно
сти.
6. В чем разница между понятиями «визуальное мышление» и «визу
альная грамотность»?
7. Охарактеризуйте понятие «визуальное мышление».
8. Охарактеризуйте специфику художественного типа визуального
мышления.
9. В чем сложность восприятия произведения изобразительного искус
ства в сравнении с восприятием обыденных визуальных образов?
10. В каком качестве художественный музей включается в педагогиче
ский процесс в условиях глобальной визуализации культуры?
11. Охарактеризуйте общение как форму художественной коммуника
ции.
12. Приведите примеры взаимодействия научного и художественного
способов познания мира в музейной среде.
13. Охарактеризуйте уровни детского художественного восприятия в
музейной среде.
14. Что представляет собой художественное восприятие произведения
искусства в музейной среде?
Глава 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
§ 1. Типы музейных экскурсий
Музейная экспозиция является специфическим «средством предъявления» памятника зрителю. В ее пространстве формируются методы и маршруты показа памятника, ориентируясь на которые «читающий» экспозицию посетитель музея может глубже постигать целый комплекс характеристик, таких, как время, к которому принадлежал мастер, особенности его творческого метода, стилевая специфика определенного этапа развития искусства и т. д. Ведущей формой предъявления памятника зрителю является экскурсия.
Понятие «экскурсия» вошло в обиход в XIX в. и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Ее образовательный потенциал очень давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г. В этом документе указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений.
Учитывая опыт развития музейного дела и динамику его образовательной деятельности, определим экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений.
Преимущества музейной экскурсии перед другими образовательными формами в том, что объекты восприятия являются подлинниками, а их диапазон очень широк — от природного памятника до произведения искусства. Они обладают большим познавательным потенциалом, являясь отражением процессов развития приро-
ды и цивилизации, конкретной эпохи, судьбы автора или целого на-| рода. Соприкосновение с подлинником учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то| есть приобщает к знаниям и основам культуры. Отметим еще одну| ее особенность. Экскурсия — это и контакт с музейным педагогом, посредником между памятником и зрителем. Общение с ним обога- щает восприятие зрителя, развивает его способность к самостоя-тельному суждению и межличностному взаимодействию. Но все это; может произойти лишь в том случае, если такой посредник имеет соответствующую психолого-педагогическую подготовку и хорошо; владеет спецификой экскурсионной работы и формами анализа музейного памятника1.
По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия остается самой демократичной формой музейного обучения. Ее преимущества определяются следующими аспектами:
— экскурсия опирается на подлинник;
— процесс обучения происходит в музейных залах, являющихся
наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника;
— контакт с музейным сотрудником (экскурсоводом) — по
средником в передаче знаний обогащает восприятие, развивает
способность к самостоятельному суждению и межличностному кон
такту.
В образовательной практике художественного музея сформировались четыре основных типа экскурсии: ознакомительная, образовательная, развивающая и воспитательная2.
Ознакомительная (обзорная) экскурсия. Для нее, как это явствует из названия, задачи ознакомительного характера являются ведущими. Появились обзорные экскурсии вместе с первыми музеями и музейными коллекциями, и по сей день они рассчитаны прежде всего на посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить о нем общее представление. Чаще всего это туристы, располагающие ограниченным временем и сравнительно небольшим запасом информации в той области знаний, которую представляет музейная экспозиция. Таким образом, сведения, получаемые ими на обзорной экскурсии, должны носить общий характер и предполагают знакомство со всей экспозицией в целом. Содержание и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно сформулировать следующим образом:
1 См.: Столяров Б.А., Соколова НД., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного
дела : Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. СПб., 2002.
2 Данная типология экскурсий предложена Н. Д. Соколовой.
1. Знакомство с архитектурой и историей музейного здания.
2. Знакомство с историей и содержанием музейной коллекции.
3. Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея.
4. Знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наибо
лее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разде
лы экспозиции музея.
Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным или различным в зависимости от времени, обстоятельств или пожеланий экскурсионной группы. Большее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено какому-либо одному из обозначенных вопросов, в то время как остальные будут затронуты в меньшем объеме. Ознакомительная экскурсия, как правило, ориентирована на взрослого посетителя и носит сугубо просветительский характер, однако используется она и в работе со школьниками, в случае их первого посещения музея. При работе со взрослой аудиторией ее продолжительность может быть вариативна, в зависимости от обстоятельств и пожеланий группы.
Образовательная экскурсия. Разумеется, элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия может быть адресована широкой аудитории любого возраста (кроме младшего) и любой социальной группы. Однако наиболее частые посетители такой экскурсии — это подростки и студенческая молодежь: учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, средней художественной школы или художественного училища, студенты художественных, гуманитарных и технических вузов. В зависимости от уровня подготовки зрителя и конкретной образовательной цели экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Эти задачи могут иметь непосредственную связь с программой учебного курса школы, училища или вуза, учащиеся которого пришли на экскурсию, но могут быть и относительно самостоятельными.
Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний. При этом акцент переносится с сообщения общей информации на более глубокое раскрытие содержания конкретной темы. В этом заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.
Конкретные познавательные задачи образовательной экскурсии определяются ее основной темой. Так, в экскурсии на тему «Русское изобразительное искусство начала XVIII века» могут быть поставлены следующие задачи:
9-4008 129
1. Показать роль петровских преобразований в становлении
изобразительного искусства в России в начале XVIII в.
2. Дать представление о значении и специфике портретного
жанра в живописи петровского времени.
3. Раскрыть светский характер культуры начала XVIII в.
4. Показать связь русского искусства данного периода с тради
циями допетровской Руси и влияние западноевропейской культуры.
Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходимо соотносить со спецификой группы — ее уровнем, пожеланиями — и количеством времени, отведенным на экскурсию. Они могут в какой-то мере соприкасаться с тематикой экскурсий развивающего типа, например «Язык изобразительного искусства», «Цвет в живописи». В данном случае необходимо лишь смещение акцентов с развивающей цели на образовательную, что оправдано при условии достаточного уровня художественного развития учащихся, достигнутого предварительными экскурсиями развивающего типа. Образовательный характер названных экскурсий предполагает несколько иное понимание их задач и содержания. Так, если при раскрытии темы «Цвет в живописи» ведущей задачей развивающей экскурсии является развитие цветового видения учащихся, то образовательная экскурсия на эту же тему имеет познавательный уклон: в ее ходе объясняется роль цвета в художественно-образном решении живописного произведения.
Уровень сложности воспринимаемого материала и методика его подачи в образовательной экскурсии также зависят от многих факторов. Здесь, как и в экскурсиях иных типов, необходимо ориентироваться на возрастные и социальные особенности зрителей. Используемые формы, средства и методы педагогической работы варьируются в зависимости от того, будут ли экскурсанты школьниками средних или старших классов, студентами художественных, гуманитарных или технических вузов, рабочими или служащими и т. д.
Продолжительность образовательной экскурсии бывает разной и обусловлена ее целями, задачами и возрастом зрителей. Но в любом случае установка на расширенное и глубокое знакомство с материалом требует и большей продолжительности экскурсии. Здесь целесообразно обращение к форме экскурсионного цикла, дающего возможность целенаправленного и систематического обучения.
Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь традиционной и весьма распространенной формой экскурсионной работы, предполагает углубленное изучение рассматриваемой темы, систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.
Развивающая экскурсия требует особого внимания к содержанию и методическим принципам работы на экспозиции. В общепринятой музейной практике развивающая экскурсия не является столь распространенной, как экскурсия ознакомительного и образовательного характера. Тем не менее она имеет прочные исторические традиции в музейно-педагогической деятельности. Впервые этот тип экскурсии использовал в своей педагогической практике А. Лихтварк. К экскурсиям развивающего типа относились и так называемые музейно-эстетические экскурсии А. В. Бакушинского, проводимые их автором в 1920—30-е годы на экспозиции Государственной Третьяковской галереи со школьниками и студентами Московского педагогического института.
Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие способностей, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников. Следовательно, успешное решение задач развивающей экскурсии обеспечивает и большую эффективность учебного процесса на экскурсии образовательного типа. Особенно это относится к экскурсионной работе в художественном музее, так как известно, что для полноценного восприятия художественного памятника недостаточно усвоить некий объем вербальной и даже зрительной информации. Усвоение художественной информации, приобретение знаний об изобразительном искусстве, углубленное изучение его истории и языка невозможно без соответствующего развития необходимых психических качеств и способностей личности. Прежде всего это умение наблюдать, а также эмоционально переживать, анализировать, сравнивать и обобщать свои наблюдения. Сюда же следует отнести и эстетические способности — чувство цвета, формы, фактуры, ритма и др.
Таким образом, развивающую экскурсию можно рассматривать как подготовительный этап к серьезному и полноценному изучению искусства. Поэтому она имеет сугубо педагогическую направленность, особенно на первоначальном этапе обучения. Ее основные задачи состоят в следующем:
— формирование эмоциональной отзывчивости на содержание
произведения искусства;
— формирование способности размышлять по поводу увиден
ного, анализировать и обобщать собственные наблюдения, впечат
ления, мысли;
— развитие творческого воображения;
— развитие эстетических способностей;
— развитие способности словесно выражать (оформлять) свои
мысли, чувства, впечатления.
9* 131
Успешная реализация перечисленных задач возможна лишь при использовании методики, принципиально отличной от методики экскурсий ознакомительного и образовательного характера. Назовем некоторые ее характерные черты. В первую очередь, это обращение к методу диалога, живой беседы, развивающему способность самостоятельно мыслить и выражать свое мнение, а также прислушиваться к мнению собеседника. Далее, важное место здесь занимают дидактические игры и развивающие упражнения, что помогает избежать складывания нежелательных стереотипов восприятия, развивает художественную интуицию, дает стимул работе воображения, творческой импровизации, не сковывая процесс восприятия заранее заданной схемой. Их преимущества заключаются также в том, что они дают возможность сочетать вербальные и невербальные приемы восприятия и интерпретации произведений искусства. К ним относятся, например, дидактические игры «Живые силуэты», «Ожившая скульптура», «Видящие руки». Вообще, методику развивающей экскурсии можно постоянно обогащать новыми формами, приемами и элементами, так как в силу своей специфики она дает музейному педагогу и экскурсоводу широкие возможности для экспериментирования и педагогического творчества.
Темы экскурсий развивающего типа могут быть достаточно разнообразны и должны соответствовать их общим педагогическим целям и задачам, например: «Как смотреть картину», «Учись смотреть и видеть», «Как понимать произведения скульптуры», «Цвет в природе и цвет в картине», «Ритм и линия в природе и в художественном образе» и т. п. Подбираемый для каждой экскурсии зрительный ряд призван с наибольшей полнотой и убедительностью служить раскрытию ее темы в русле этих целей и задач. Например, если главной задачей является развитие цветового видения учащихся, значит, в зрительный ряд экскурсии должны быть включены живописные произведения с выразительной цветовой характеристикой; если развитие чувства ритма и фактуры, то соответственно — выразительные по ритмической организации и фактуре и т. п.
Воспитательная экскурсия. Ее целью является формирование познавательной активности, а также ценностных ориентации личности. Разумеется, задачи воспитательного характера имеют место при проведении любой экскурсии, но в рассмотренных выше трех их типах они всего лишь сопутствуют задачам образовательным либо развивающим. Функции образования, воспитания и развития присутствуют в любом педагогическом процессе, но в конкретных его условиях и формах возможны разные соотношения ме-
жду ними. В экскурсии, в зависимости от ее типа, доминирует какая-либо одна из этих функций.
Воспитательными задачами, свойственными экскурсии любого типа, являются:
— формирование познавательной активности;
— формирование коммуникативных навыков;
— воспитание внимания;
— воспитание музейной культуры (соблюдение правил поведе
ния в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уваже
ние к труду музейных сотрудников).
Следует отметить, что для успешного решения задач воспита
тельного характера имеет значение развивающая направленность
обучения. Высокая степень развития когнитивных способностей,
воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзыв
чивости обеспечивает большую эффективность воспитательных
усилий, ибо они создают, по выражению С. Л. Рубинштейна, те
«внутренние условия», которые, складываясь и изменяясь в про
цессе развития, повышают степень восприимчивости субъекта к
внешним воздействиям1. Тесная взаимосвязь воспитательных за
дач с развивающими позволяет сформировать необходимые каче
ства личности, а также первоначальные установки художественно
го восприятия через переживание и яркое личностное отношение
к воспринимаемому материалу. Внутренний духовно-чувственный
опыт непосредственного общения и взаимодействия с окружаю
щим миром и реалиями искусства, как известно, является необхо
димым условием формирования устойчивых нравственных и эсте
тических критериев.
В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция не отменяет и не подавляет функцию образовательную и воспитательную. Так, задачи экскурсии «Мы пришли в музей», формирующей элементы исторического сознания, навыки музейного поведения, уважительное отношение к историческим и художественным памятникам, формулируются следующим образом:
1. Сформировать:
— активный познавательный интерес к ценностному потенциа
лу музея;
— бережное отношение к музейному предмету как части мате
риальной и духовной культуры;
— внутреннюю духовную потребность в постоянном посещении
музеев.
Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 137.
2. Привить навыки:
— музейного поведения;
— свободной ориентации в музеях любого типа;
— непосредственного восприятия подлинника на экспозиций
музея.
3. Дать знания:
— о музее как об особом источнике культурно-исторического
опыта человечества;
— о коллекционировании как способе постижения мира и осно
ве любого музея.
Как видим, здесь тесно взаимосвязаны задачи развивающего, воспитательного и образовательного характера при ведущей роли задач воспитательных.
Формирование нравственных качеств личности — ключевая цель экскурсий воспитательного типа, определяющая их тематическое своеобразие. Поскольку их методика предполагает подачу художественного материала в значительной мере в качестве средства, а не цели, то немаловажную роль играет чувство меры и педагогический такт экскурсовода: необходимо раскрыть идейно-нравственную основу образа, присущего данному конкретному произведению, не превращая это в прямую иллюстрацию к некоему воспитательному тезису.
Тематическое планирование экскурсий воспитательного типа должно строиться в том числе и с учетом возраста экскурсантов. Так, на экскурсиях для школьников старшего возраста и студентов могут затрагиваться вопросы проблемно-теоретического характера. Для детей младшего возраста могут быть разработаны темы, связанные с особенностями труда художника (задача — воспитание интереса и уважения к труду художника — живописца, графика, скульптора), музейного сотрудника (реставратора, хранителя и др.), коллекционера. Для детей среднего возраста целесообразен цикл экскурсий-бесед на тему «Рассказы о художниках», раскрывающий важные проблемы творчества, характера и судьбы художественной личности и имеющий в этом смысле большое воспитательное значение. Приведем некоторые возможные темы для воспитательных экскурсий:
— «Мы пришли в музей» (первое знакомство с художествен
ным музеем);
— «Как искусство «живет» в музее» (для детей младшего воз
раста);
— «Как люди раньше жили» (для детей младшего возраста);
134
— «Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства,
для детей младшего возраста);
— «О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном ис
кусстве, для детей младшего возраста).
Каждый педагог может расширить круг тем воспитательной экскурсии в зависимости от индивидуальных особенностей группы, потребностей школьной программы, возможностей экспозиции музея и уровня художественного развития учащихся.
Таким образом, экскурсионная деятельность как традиционная форма работы со зрителем остается актуальной в современном художественном музее, обладает богатыми педагогическими возможностями и имеет перспективы для дальнейшего развития.