Взаимосвязь оценок профпригодности и летной успеваемости (коэффициент корреляции)

 

Этапы Балл психологического отбора Балл психометрического профиля Обобщенная оценка
Оценка летной успеваемости на 1-м курсе 0,217* 0,282* 0,313**
Оценка летной успеваемости на IV-м курсе 0,139 0,290* 0,292*

Примечание- * – уровень значимости взаимосвязи ρ ≤ 0,05; ** – уровень значимости взаимосвязи ρ ≤ 0,01

 

Эти фактические данные подтверждают основную гипотезу проведенного исследования: существенное повышение эффективности прогнозирования профессиональной пригодности курсантов достигается учетом особенностей структуры психометрических профилей и характера их динамики в процессе обучения.

Материалы исследования дают основание рассматривать профессиональные (летные) способности как некоторую вариантную целостность, определенным образом структурированную совокупность функциональных показателей профессионально важных качеств. При этом каждому этапу развития соответствует определенная структура ПВК. Профессиональное обучение сопровождается прежде всего развитием специальных способностей, определяющих успешность выполнения конкретных функциональных задач. У наиболее пригодных к летной профессии курсантов этот процесс сопровождался дифференциацией структур специальных способностей (в преобразовании информации, организации внимания, исполнительных действиях), уменьшением количества и интенсивности связей между ними при сохранении достаточно выраженных их взаимосвязей в рамках летных способностей. У малопригодных к профессии летчика курсантов в период обучения отмечалось увеличение связей между специальными способностями, что формировало достаточно жесткую структуру летных способностей, малоподвижную и неадаптивную к специфике конкретной деятельности. Как следует из полученных данных, профессиональные (летные) способности характеризуются большим многообразием их структурных построений в зависимости от степени развития у курсантов отдельных Π ΒΚ и от этапов обучения, что в свою очередь существенно отражается на качестве их подготовки.