Соотношение философии и методологии

 

Философию рассматривают как общетеоретическую основу всех наук, и, поскольку это так, она является также теоретической основой методологии истории — теория в широком плане становится основой теории в более узком смысле, основой частной теории, отдельной научной дисциплины.

Но существует много философских систем, и от историка зависит выбор одной или нескольких из них для использования, а именно той, которая, как он полагает, может оказать ему оптимальную помощь в исследовании. Он может и вовсе обойтись без выбора определенного философского подхода, то есть создать исторический труд, совсем не обращаясь к философии. По шутливому замечанию Дэн Сяопина, неважно, какого цвета кошка, — ловила бы мышей.

История — самодостаточная, автономная наука со своими целями и способами их достижения. Так что зависимость истории от философии относительна и опосредована. На практике видные историки были знакомы с существовавшими философскими системами и применяли их положения при исследовании прошлого, но это была не зависимость, а средство для повышения эффективности исследования.

Следует иметь в виду, что зачастую историков так же мало интересуют тонкости философских построений, как философов — специфика исторических исследований. Поэтому выход и полезность философских концепций для исторических исследований относительны. Но имеются поразительные примеры взаимопомощи обеих наук, содружества философов и историков. Столичный философ Л. В. Гулыга известен своими крупными историческими трудами, а томский философ Г. М. Иванов внес в развитие исторической науки не меньший вклад, чем в развитие философии.

Далее будут рассмотрены некоторые философские концепции, оказавшие определенное влияние на историческую науку.