Принципы

 

Анархизм возник в новое время параллельно процессу кристаллизации современного государства и в борьбе с ним. Правда, в древней социально- философской мысли можно обнаружить предпосылки анархизма. Например, в стоицизме был сформулирован принцип пассивного сопротивления государству-империи, для которой индивид ничего не значит. В Древнем Китае вслед за учением Конфуция, сформулировавшего принципы идеального государства и идеального чиновника, возник даосизм, отвергающий то и другое. « Лучше жить так, как живет свинья в болоте», — таковы были жизненный идеал и кредо даосистов, противопоставленные мощи Китайской империи.


И все же концептуальная деятельность по формулированию и обоснованию анархистской доктрины началась в конце XVIII в. после того, как вспыхнула французская революция: « Вначале слово « анархист» использовалось в отрицательном смысле, для обозначения того, кто отвергает любые законы и способствует расширению хаоса. В таком смысле данный термин употреблялся в период гражданской войны в Англии для осуждения левеллеров. Во время французской революции таким смыслом термина пользовалось большинство партий, критикуя тех, кто в политическом спектре всегда оказывался слева от них» (2, 111).

Впервые в позитивном смысле слово « анархист» было использовано П.Прудоном в книге «Что такое собственность?». Французский мыслитель сам себя определял как анархиста. Он полагал, что политическая организация, основанная на авторитете, должна уступить место такой социальной и экономической организации, которая базируется на добровольном согласии. А оно достигается путем договора.

В философском смысле слова анархизм — это теория, принципы и практика анархии. В его состав входят: отсутствие форм правления, основанных на насилии и принуждении; отсутствие политического государства; отсутствие авторитарных командиров, начальников, институтов и организаций.

В политическом смысле анархизм используется для обозначения обществ и стран, отличающихся специфическим отношением к власти, насилию и государству. На протяжении последних 30 лет произошло расширение термина

«анархизм». Он используется не только для обозначения политической организации, но и для других институциональных форм науки, права и церкви. Во всех случаях термин означает альтернативные формы социального бытия, которые лишены авторитарных структур и методов, основанных на насилии. Это ведет к появлению философского и эпистемологического анархизма (см.: 3, 4).

Здесь я буду описывать преимущественно политический анархизм. Но отсюда не следует, что отбрасываются его новые формы. Речь идет о создании концепции интегрального


анархизма. Его исходный постулат может быть сформулирован следующим образом: анархизм так относится к политической власти, как атеизм к религии (в ее доктринальной и институциональной формах), а скептицизм — к науке (в ее аксиоматических формах и формах научного сообщества). Отсюда следует, что анархизм — необходимый элемент социальной, политической и познавательной практики.