Успех или поражение?

 

В 1970—80- е гг. в западных демократиях властвовали неоконсерваторы. Среди них продолжаются споры на тему собственной родословной: являются ли неоконсерваторы традиционалистами ( в смысле Э.Берка и Ж. де Местра) или неолибералами, которые пытаются реанимировать политические и экономические идеалы либералов начала XX в.? Дело в том, что либералы эпохи Рузвельта поддержали вмешательство государства в экономику, одновременно требуя равенства в социальной и экономической сферах. В этом смысле они предали идеалы классического либерализма. Конечно, поддержка избирателями той или иной политики в конкретных странах зависела от множества обстоятельств. Их обсуждение не входит в мою задачу.

Если отвлечься от политической конъюнктуры, то крушение СССР и распад мировой системы социализма мож-


но считать главным успехом либеральной идеологии. Советская власть легитимировала собственную законность мнимым превосходством ленинско- сталинской версии марксизма над его либеральными и социалистическими противниками. В конечном счете советский социализм потерпел поражение в экономической, политической, идеологической, культурной и цивилизационной сферах. Этот факт свидетельствует о победе либеральной идеологии.

Но речь идет о либерализме в широком смысле слова — политической идеологии, провозглашающей права человека, равенство экономических, социальных и политических шансов, ценность открытого общества. Так понятый либерализм одержал победу не только над русско-советским марксизмом. Современный либерализм оставил далеко позади авторитарные, националистические и военные режимы стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Однако эта победа не связана с господством в странах Запада либеральных партий. Неоконсерваторы заимствовали у классического либерализма антиабсолютистские, антитеократические и даже антикапиталистические установки. В то же время они не соглашаются с определением консервативной политики как «либеральной».

Внутри либерализма обостряется раскол на демократов и республиканцев. Республиканские идеи разрабатываются в коммунитаризме. В его рамках выработаны главные направления критики либерализма:

• либеральная концепция индивида трактует людей как существ, поглощенных приватными делами и оторванных от политической жизни;

• либеральная концепция политики пренебрегает опытом античных, возрожденческих и современных республик;

• либеральная концепция негативной свободы связана с выработкой гарантий от вмешательства правительства и крупных корпораций в социально-экономическую жизнь; однако эту свободу невозможно сохранить при безразличии граждан;