Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота), себестоимости и прибыли.
Динамичное развитие рыночной экономики вынуждает предприятие постоянно обеспечивать превышение своих доходов над затратами по производству и сбыту продукции (услуг). Для обеспечения нормального финансового состояния предприятия оно использует учет своих затрат по международной системе, основанной на раздельном учете переменных и постоянных затрат по видам изделия (система “директ-костинг”). Основное значение этой системы учета заключается в высокой интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что позволяет предприятию быстро принимать решения по нормализации финансового состояния в случае негативного изменения рыночной среды. Кроме того, эта система позволяет прогнозировать величину чистого дохода с помощью экономико-математических моделей. Таким образом, основой системы “директ-костинг” является деление всех затрат на постоянные (Z const) и переменные (Z relat).
Постоянные затраты- это затраты, величина которых не изменяется с изменением объема производства и реализации. К таким затратам относятся амортизация, административно- управленческие расходы, общехозяйственные расходы, расходы, связанные с изучением рынка и т.п. Переменные затраты- это затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства и реализации. К таким расходам могут быть отнесены расходы по сырью, материалам, топливу и энергии на технологические цели, заработной плате основных рабочих и т.п.
Деление затрат на постоянные и переменные является весьма условным, например, постоянные затраты при росте объема производства лишь до определенного уровня остаются неизменными, а далее они могут изменяться скачкообразно. Часть затрат предприятия являются смешанными, т.е. содержат и постоянную и переменную составляющую. Например, в составе затрат на ремонт, содержание и эксплуатацию оборудования, затраты, связанные с ремонтом оборудования, относятся к постоянным, а затраты, связанные с эксплуатацией оборудования - к переменным.
Деление затрат на постоянные и переменные осуществляется каждым предприятием в зависимости от конкретных условий хозяйствования с целью прогнозирования прибыли, исходя из уровня расходов и конкретной ситуации по реализации продукции, для обеспечения безубыточной деятельности предприятия.
В соответствие с этой системой величина прибыли определяется следующим образом:
а) в начале определяется величина маржинального дохода (МД) как разница выручки от реализации продукции (ВР) и переменных расходов предприятия, связанных с производством продукции (Z relat).
МД = ВР - Z relat
б) определяем величину прибыли как разница маржинального дохода и постоянных затрат
Р = МД - Z const
Таким образом, на величину прибыли прямое влияние оказывают объем реализации и себестоимость продукции в части ее постоянных расходов. Переменные расходы изменяются пропорционально объему реализации и прибыль будет зависеть от количества проданной продукции и от доли постоянных затрат в цене изделия. Поэтому основная задача предприятия заключается в снижении постоянных затрат в общей их сумме и недопущения скачкообразного их изменения при росте объема реализации. С этой целью предприятие разрабатывает бюджет постоянных расходов. Оптимальный бюджет- это бюджет, в котором доля постоянных расходов на единицу продукции снижается.
Объем реализации, себестоимость и прибыль тесно связаны между собой и предприятие должно определить, при каком объеме продукции будут покрыты затраты, связанные с производством и реализацией продукции. С этой целью определяется так называемый “критический”объем производства. Это такой объем производства, при котором предприятие не получает прибыли, но возмещает свои затраты. Алгебраически это выглядит следующим образом:
Ц ед = Z const. ед + Z relat ед + Р ед,
где Ц ед - цена единицы продукции;
Z ед - постоянные и переменные затраты в цене единицы продукции;
Р ед - прибыль в цене единицы продукции.
а) если Р=0 , то МД ед = Ц ед - Z relat ед;
При этих условиях “критический” объем производства будет рассчитан по формуле :
q кр. = Z const год : (Ц ед - Z relat ед)или
q кр = Z const год : МД ед,
где Z const год - общая сумма постоянных затрат, связанных с производством и реализацией продукции за год.
б) если расчетно устанавливается размер прибыли с единицы продукции (Ред) , то критический объем производства определяется по формуле :
q кр. = Z const год : ( МД ед - Р ед) или
q кр = Z const год : Z const ед.
в) если устанавливается определенный уровень рентабельности продукции (R), тогда расчет критического объема определяется по формуле:
q кр = Z const год : [ Ц ед * (1 - R) - Z relat ед ],
где R - рентабельность продукции в долях единицы.
Задания к теме 8:
Задание 1. Рассчитайте затраты на рубль товарной продукции и дайте количественную оценку влияния факторов на уровень затрат.
Показатели | Себестоимость продукции, т.р. | Объем продукции, т.р. | Затраты на 1 руб., коп. |
1. По плану | |||
2. Исходя из фактического выпуска и ассортимента и плановой себестоимости | |||
3. Фактически, исходя из цен, принятых в плане | |||
4. Фактически в действующих ценах на материалы и плановых ценах на продукцию | |||
5. Фактически в действующих ценах | |||
6. Отклонение фактических затрат на 1 руб. от плановых: | |||
в т.ч: за счет изменен.структуры | |||
себестоим.единицы прод. | |||
цен на сырье и материалы | |||
цен на готовую продукцию |
Задание 2. Сделайте анализ затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и выявите абсолютное и относительное их отклонение от плана. Темп роста объема производства – 114,3 %.
Показатели | Кэфф.зависимости затрат от объема | Сумма затрат,тыс.руб. | |
План | факт | ||
Амортизация | 0,00 | ||
Затраты на ремонт оборудования | 0,35 | ||
Эксплуатационные расходы | 0,75 | ||
Износ МБП | 1,00 | ||
Итого | - |
Вопросы по теме 8:
1. Какие задачи стоят перед анализом себестоимости продукции на предприятии?
2. По каким направлениям анализирются затраты на производство и реализацию продукции?
3. В чем заключается различие анализа по элементам затрат и по статьям калькуляции?
4. Какой показатель используется для анализа уровня и динамики себестоимости продукции, как он исчисляется и анализируется?
5. Какие факторы влияют на снижение затрат на 1 рубль товарной продукции?
6. Какие факторы влияют на величину прямых материальных затрат в составе себестоимости продукции?
7. Назовите факторы, влияющие на величину прямых трудовых затрат в составе себестоимости продукции.
8. Какие виды затрат относятся к косвенным и в чем заключается особенность их анализа?
9. Какие преимущества имеет анализ по системе «директ-костинг»?
10. Как определяется критический объем продаж для одного вида продукции?
11. Как рассчитывается доходообразующий объем продаж?