РИТМИЧНОСТЬВ ИСПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ
Рабочим планом учебных занятий регламентируется порядок и календарные сроки исполнения проекта. В ходе архитектурного
проектирования наблюдается неравномерность активности студентов: наименьшая активность падает на первые недели работы над проектом, повышается к дням промежуточных просмотров проекта и достигает наивысшего уровня в последние дни исполнения проекта.
В МАрхИ был проведен эксперимент по построению учебного процесса с концентрацией занятий по учебным дисциплинам в начале семестра и ограничением в это время консультаций по проекту (один раз в неделю), с освобождением времени для АП в конце семестра — в течение последних трех недель. Эксперимент не дал обнадеживающих результатов. Подтвердилось, что процесс созревания проектного замысла, накопление информации и обдумывание темы —«процесс инкубации»— происходит постепенно в течение относительно длительного срока при систематических консультациях педагогов1. Концентрация дней проектирования затруднила педагогам руководство процессом. Таким образом определилась целесообразность сохранения ритмичного расписания занятий по АП на протяжении всего семестра и дней сплошного проектирования перед сдачей проекта.
Педагог, планируя работу по теме, предназначает начальный этап проектирования для исследовательской методологической подготовки решения. Педагог намечает пути организации обучения, чтобы выдержать указанные в календарном плане сроки.
6.3.1. МЕСТО ЗАНЯТИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ В РАСПИСАНИИ
На расписание занятий накладывается система ограничений, связанных с педагогическими, методическими и организационными требованиями правильной последовательности проведения занятий в соответствии с психофизиологическими возможностями студента, распределением педагогов, использованием аудиторного фонда.
Педагогические наблюдения утомляемости студентов в течение учебного дня дают следующую картину: работоспособность учащихся возрастает постепенно, достигая наивысшей точки на втором и третьем часах. После большого перерыва силы учащегося восстанавливаются, четвертый час дает достаточную работоспособность, пятый и шестой часы проходят при значительном утомлении. Такое же явление наблюдается и в отношении дней недели. Работоспособность учащихся наибольшая на второй и третий учебные дни и падает, начиная с четвертого дня недели. Пятый и шестой дни дают наиболее низкую работоспособность.
Эти данные необходимо связать с явлением интерференции памяти, которое характеризуется вытеснением только что полученных
знаний более новыми1. При этом, чем большее сходство имеет новый материал со старым, тем более выражена интерференция. Приложение этих фактов к практике приводит к необходимости делать перерывы между занятиями и предусматривать в расписании переключение с одного вида умственной работы на другой.
Занятия по изобразительным дисциплинам и АП требуют напряженной мыслительной работы. Они содействуют переключению студентов на иной вид деятельности по сравнению с теоретическими дисциплинами, тем самым восстанавливая работоспособность. В этой связи рекомендуется такое построение учебного дня: предметы теоретического цикла (гуманитарные и математические) должны преимущественно занимать вторые и третьи часы по расписанию, следующие часы занятий можно отводить для АП или художественных дисциплин. Смещение проектных часов2 таким образом, что после них у студентов нет занятий по расписанию, позволяет, когда это необходимо, продолжить консультации вне сетки учебных часов (схема 25).
Специфика процесса архитектурного проектирования также требует определенной длительности занятий по проектированию — минимум составляет два раза в неделю по 4 ч с равномерными интервалами между днями занятий для внеклассной работы. Оптимальная продолжительность 12 ч в неделю по АП (см. гл. 1). Ограниченность учебных часов по проектированию и трудоемкость заданий определяют необходимость активизировать работу студентов вне часов расписания.
Работа над проектом вне часов занятий. Работа над проектом вне часов занятий состоит в просмотре по рекомендации педагога дополнительных источников, выполнении зарисовок по специальной литературе и в самостоятельном эскизировании в направлении, указанном педагогом. В процессе самостоятельных занятий формируются трудолюбие, способность к творческому овладению архитектурным наследием, критичность ума, уменье принимать правильное решение. Занятия вне расписания достигают цели, когда организуются для группы в целом.
Факультативные занятия по АП несут в себе ряд воспитательных моментов: они показывают студентам, какое большое значение педагог- архитектор придает качеству проектов; процесс проектирования из школьного регламентированного переводится в профессиональный творческий; достигается общность эмоционального и трудового подъема1.