РИТМИЧНОСТЬВ ИСПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ

 

Рабочим планом учебных занятий регла­ментируется порядок и календарные сроки исполнения проекта. В ходе архитектурного

проектирования наблюдается неравномер­ность активности студентов: наименьшая ак­тивность падает на первые недели работы над проектом, повышается к дням промежуточных просмотров проекта и достигает наивысшего уровня в последние дни исполнения проекта.

В МАрхИ был проведен эксперимент по построению учебного процесса с концентрацией занятий по учебным дисциплинам в начале семестра и ограничением в это вре­мя консультаций по проекту (один раз в неделю), с осво­бождением времени для АП в конце семестра — в течение последних трех недель. Эксперимент не дал обнадеживаю­щих результатов. Подтвердилось, что процесс созревания проектного замысла, накопление информации и обдумы­вание темы —«процесс инкубации»— происходит посте­пенно в течение относительно длительного срока при систематических консультациях педагогов1. Концентрация дней проектирования затруднила педагогам руководство процессом. Таким образом определилась целесообраз­ность сохранения ритмичного расписания занятий по АП на протяжении всего семестра и дней сплошного проек­тирования перед сдачей проекта.

Педагог, планируя работу по теме, пред­назначает начальный этап проектирования для исследовательской методологической подго­товки решения. Педагог намечает пути орга­низации обучения, чтобы выдержать указанные в календарном плане сроки.

6.3.1. МЕСТО ЗАНЯТИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ В РАСПИСАНИИ

На расписание занятий накладывается си­стема ограничений, связанных с педагогически­ми, методическими и организационными тре­бованиями правильной последовательности проведения занятий в соответствии с психо­физиологическими возможностями студента, распределением педагогов, использованием аудиторного фонда.

Педагогические наблюдения утомляемости студентов в течение учебного дня дают сле­дующую картину: работоспособность учащихся возрастает постепенно, достигая наивысшей точки на втором и третьем часах. После боль­шого перерыва силы учащегося восстанавли­ваются, четвертый час дает достаточную рабо­тоспособность, пятый и шестой часы проходят при значительном утомлении. Такое же явле­ние наблюдается и в отношении дней недели. Работоспособность учащихся наибольшая на второй и третий учебные дни и падает, начиная с четвертого дня недели. Пятый и шестой дни дают наиболее низкую работоспособность.

Эти данные необходимо связать с явлением интерференции памяти, которое характери­зуется вытеснением только что полученных

знаний более новыми1. При этом, чем большее сходство имеет новый материал со старым, тем более выражена интерференция. Прило­жение этих фактов к практике приводит к необ­ходимости делать перерывы между занятиями и предусматривать в расписании переключение с одного вида умственной работы на другой.

Занятия по изобразительным дисциплинам и АП требуют напряженной мыслительной ра­боты. Они содействуют переключению студен­тов на иной вид деятельности по сравнению с теоретическими дисциплинами, тем самым восстанавливая работоспособность. В этой свя­зи рекомендуется такое построение учебного дня: предметы теоретического цикла (гума­нитарные и математические) должны преиму­щественно занимать вторые и третьи часы по расписанию, следующие часы занятий можно отводить для АП или художественных дисцип­лин. Смещение проектных часов2 таким обра­зом, что после них у студентов нет занятий по расписанию, позволяет, когда это необхо­димо, продолжить консультации вне сетки учебных часов (схема 25).

Специфика процесса архитектурного проек­тирования также требует определенной дли­тельности занятий по проектированию — мини­мум составляет два раза в неделю по 4 ч с рав­номерными интервалами между днями заня­тий для внеклассной работы. Оптимальная продолжительность 12 ч в неделю по АП (см. гл. 1). Ограниченность учебных часов по проек­тированию и трудоемкость заданий опреде­ляют необходимость активизировать работу студентов вне часов расписания.

Работа над проектом вне часов занятий. Ра­бота над проектом вне часов занятий состоит в просмотре по рекомендации педагога до­полнительных источников, выполнении зари­совок по специальной литературе и в самостоя­тельном эскизировании в направлении, ука­занном педагогом. В процессе самостоятель­ных занятий формируются трудолюбие, спо­собность к творческому овладению архитек­турным наследием, критичность ума, уменье принимать правильное решение. Занятия вне расписания достигают цели, когда организу­ются для группы в целом.

Факультативные занятия по АП несут в себе ряд воспитательных моментов: они показывают студентам, какое большое значение педагог- архитектор придает качеству проектов; процесс проектирования из школьного регламен­тированного переводится в профессиональный творческий; достигается общность эмоциональ­ного и трудового подъема1.