МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Метод комплексного проектирования це­лесообразно сочетать с методом проблем­ного проектирования1. Этот метод исходит из того, что обучение требует активного мыс­лительного процесса, который стимулируется наличием проблемы2. Постановка проблемы соединяет в себе два момента: обнаружение у студента неполноты сложившегося знания и определение направления, как этот пробел преодолеть [210, с. 62].

Проблемная ситуация содержит нечто не­известное, нераскрытое, предполагаемое. За­дача студента состоит в поиске нового подхо­да к разрешению проблемной ситуации.

• Проблемный метод предполагает серьез­ные умственные и творческие усилия в преодо­лении трудностей задания, рассматриваемого под углом зрения выдвинутой концепции и сформулированной проблемы.

ч. Творческий процесс разрешения проблем­ной ситуации представляет собой цикл взаимо­действия проектной модели и студента:

1) предварительный анализ цели и исходных данных и постановка проблемы; 2) выбор пути и предвидение конечного результата; 3) оты­скание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение; 4) проверка резуль­татов решения1.

Постановка перед каждым студентом ло­кальной проблемы конкретизирует направ­ления творческих усилий, возбуждает интерес к теме, побуждает его к наблюдению, сравне­нию, обобщению, преодолению стереотипа и стимулирует оригинальную творческую мысль. Тем самым проект приобретает четко выражен­ный творческий замысел.

Студент анализирует цели и исходные данные, выделя­ет основную и вспомогательную проблемы,сопутствующие факты в рамках проблемы, подходит к обоснованию реше­ния. План решения ставит студента перед необходимостью принять гипотезу одного из возможных вариантов решения проблемы. Каждая промежуточная операция равносильна преобразованию начальных формулировок проблемы. Ес­ли преобразования исходных датжых недостаточно, то вво­дятся дополнительные данные, в результате чего проблем­ная ситуация приобретает иной структурный смысл — про­исходит «сдвиг проблемы» (по К. Попперу). Опыт, приоб­ретаемый студентом в процессе АП, позволяет отбрасы­вать маловероятные альтернативы, сужает область поисков. Ошибки вынуждают студента пересмотреть старые реше­ния проблем и стимулируют возникновение новых про­блемных ситуаций. Проблемная ситуация разрешена, когда найденный результат подвергнут проверке.

Внедрение проблемного метода в практику учебного архитектурного проектирования обе­спечивает ход познавательной деятельности студента на высоком эмоционально-мыслитель- ном уровне.

Метод проблемного проектирования содей­ствует развитию инициативы и творческих спо­собностей студента и вырабатывает у него на­выки самостоятельной работы; обеспечивает упорядочение воображения и фантазии сту­дента и реалистическое отношение к работе; учит оценивать структурообразующие факторы в условиях неопределенности и изменяющихся данных, что развивает логическое и критичес­кое мышление; предусматривает мотивиро­ванный выбор проблемы для каждого студента, направление принципиального решения темы и служит целям выявления новой точки зрения на проектируемый объект; предполагает при­влечение каждым студентом особой информа­ции; используя преимущества группового обу­чения, охватывает все основные проблемы, ко­торые раскрывают данную программу проек­тирования; позволяет рассматривать учебную

группу как собрание индивидуальностей; учит творческому сотрудничеству в коллективе группы.

Развертывание проблемы предполагает привлечение к рассмотрению конкретной си­туации и системы связей внешнего и внутренне­го и служит формированию проектной модели.

В проблемном проектировании реализуется принцип конкретности проектирования, что оказывает влияние на принципиальную сторону решения, композиционный прием, объемно­пространственную структуру и технические ре­шения.

При подходе к объекту проектирования с учетом реальных условий каждый студенческий проект приобретает неповторимые особеннос­ти, обусловленные спецификой места, времени м поставленной проблемой. Проблемный метод дает возможность вовлечь студента в активную творческую деятельность, полезную для всего коллектива: привлекается дополнительная ин­формация, возникают новые средства выра­жения.

От четко организованного поискового этапа проектирования зависит, в конечном счете, своеобразие проекта. В этом случае индиви­дуализация решения, оригинальность стано­вится средством достижения поставленной це­ли. Локализация развития замысла каждого студента в желаемом аспекте создает возмож­ности углубленной и содержательной работы.

В центре внимания проблемного проекти­рования находятся актуальные проблемы до­стижения соответствия архитектурной органи­зации условиям изменяющейся жизни.

Методика АП подсказывает возможные ва­рианты постановки проблем, а также пути и способы их решения.

Ш. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В требованиях к организации материально­пространственной среды отражаются социаль­ные цели нашего общества. Архитектурное творчество выступает в связи с этим как особый вид социальной практики. В архитектурной школе роль общей социологии выполняет исто­рический материализм.

Студенту важно знать результаты социоло­гических исследований семейно-бытовых отно­шений, образа жизни, демографических про­цессов, использования свободного времени и пр. Он должен понимать влияние социально­культурной жизни города на проектирование пространственной среды, систем расселения и обслуживания1. Не меньшее значение для

проектирования имеет представление об ак­тивном обратном воздействии материальной среды на процесс общественной жизни, об ор­ганизующей и преобразующей роли архитек­туры.

От проектирования объектов с заданной функцией и известной типологической структу- * рой студенты старших курсов переходят к про­ектированию, включающему предварительное «конструирование» жизненного процесса как основы поиска соответствующей ему формы организации пространства. При передовом под­ходе» происходит одновременный поиск форм жизни и форм ее пространственной органи­зации.

При разработке жилых комплексов ставится проблема сочетания жилища с общественным обслуживанием в за­висимости от размещения комплексов в центре или на периферии.

Опираясь на положения о поляризации социальной деятельности в городе, студенты в планировке квартир учитывают интенсивность внутрисемейных и дружеских контактов.

Учебные проекты массовых типов общественных зда­ний по своему содержанию отражают новые формы общественной деятельности. Так, при проектирова­нии клуба (III курс) объектом исследования может стать социально-культурная проблематика — те изменения в со­держании клубной работы, которые дают основания трак­товать этот объект как своеобразный центр общения.

При проектировании поселкового совета (Шкуре) объектом изучения может стать демократизация нашего общества и, как следствие,— организация форума встреч депутатов с избирателями, а также создание условий, бла­гоприятствующих контактам посетителей и администрации.

Изучение социальных процессов находит свое воплощение в экспериментальных проек­тах студентов, в которых отражаются грядущие перемены в организации и взаимосвязи сфер труда, быта и отдыха. В результате проектной деятельности школа обогащается новыми про­ектами социально-культурного значения, на­пример разработками проектов, ориентиро­ванных на задачу превращения Москвы в образ­цовый коммунистический город.

return false">ссылка скрыта

4.4Л. ПРОБЛЕМА ЖИЛОЙ СРЕДЫ

Проблемный метод проектирования в ар­хитектурной школе предусматривает обучение студентов проектированию системы «жизнен­ная среда». Решая взаимоотношения живойсис- темы и внешней среды, архитектор стремится не только усовершенствовать материальную организацию пространства применительно к социальным преобразованиям, но и к тому, что­бы содействовать этим преобразованиям, на­правлять их к желаемым целям в соответствии с идеалами общества. Создание такой архитек­турной среды, которая бы активно участвовала в процессах жизнестроения, соответствовала бы уровню производительных сил, гармониро­вала с развитием общества и культуры и не на­рушала бы экологического равновесия в при­роде и организме людей,— важнейшая задача

 

Усилия студентов направляются на разра­ботку таких вопросов: какую организацию жи­лой среды можно считать оптимальной; каковы перспективы развития типов жилых домов и квартир; как понимать задачу ликвидации су­щественных различий между городом и дерев­ней, организации расселения вне города; како­ва специфика типов жилья городского и сель­ского населения.

В процессе проблемного проектирования жилых до- моа среднем этажности на 111 курсе можно вычленить ряд проблем: 1 — проектирование поселкового дома, обла­дающего градостроительной маневренностью, образую­щего при блокировке выразительные объемно-пространст­венные построения; 2— выбор типов квартир, удовлетво­ряющих различному демографическому составу семей (объединение в одном доме нескольких типов квартир — предпосылка более свободного решения объемной ком­позиции дома); 3— определение системы связей квартиры с окружением' и выбор одной из жилых структур: блоки­рованной, коридорной, с квартирами в одном или двух уровнях, галерейной, секционной, смешанной; 4— реше­ние всех квартир на единой конструктивной структуре, сходных функционально-планировочных приемах, едином уровне комфорта и оборудования, что позволяет форми­ровать квартиры в блок-секции, отличающиеся различны­ми объемными композициями; 5— решение архитектурно­художественного облика дома в конкретных условиях при­родной среды, с учетом планировочной и конструктивной структур и материалов; 6— решение интерьера квартиры, обладающей продуманным пространственным построени­ем, с целью достижения комфортных и эстетических ка­честв жилища.

Проблема домов с обслуживанием. Соци­альные идеи создания нового быта, освобож­денного от мелкого домашнего хозяйства, воз­никшие еще в 20-е годы, в период широких по­исков новых форм жилища в СССР, неизменно привлекают к себе внимание архитектурных школ и являются средством осмысления совре­менных проблемных ситуаций. При проектиро­вании домов с коллективным обслуживанием необходимо оценить соответствие их требова­ниям времени; социальным условиям жизни общества, бытовому укладу семей, имеющейся материально-технической и экономической ба­зе строительства.

Изучение условий возникновения бытовых коллективов и соседских связей определяет степень обобществления быта и отражается при проектировании жилых образований на составе квартиры и ее построении. Дифферен­цируются типы расселения: на жилище с раз­витыми и с неразвитыми функциями2. Послед­ние компенсируются дополнительным общест­венным обслуживанием. «Закрытые» жилые комплексы с центрами обслуживания внутри комплексов дополняются «открытыми» жилы­ми комплексами с обслуживанием на транс­порты х магистралях, рассчитанным на все Дневное население. Актуальна разработка мно-

] | поселковом проектировании в настоящее время ставится задача связи квартиры с приусадебным участком.

1 Диссертация В. Садовского.

гофункциональных жилых комплексов, инте­грирующих общественные, жилые и админист­ративные функции.

Проблема учета образа жизни семей. Ар­хитектура как профессия начинается с челове­коведения, ею нельзя овладеть, не изучая че­ловека в общении, трудовой деятельности, не проникая в глубь его поведения, образа жиз­ни. Различный образ жизни и род занятий чле­нов семьи отражаются на типах квартир, домов и принципе расселения. Дифференцируются территории жилых районов города по признаку заселения их молодежью и малосемейными ближе к магистралям и центру города, семей с детьми и престарелыми — в глубине района, ближе к массивам зеленых насаждений и мес­там отдыха. Проявляется тенденция специали­зации жилых домов по пространственным и структурным характеристикам квартир с целью повышения комфорта жизни различных кон­тингентов населения. Открываются пробле­мы формирования типов квартир для рас­селения сложных семей.

4.4.3. ПРОБЛЕМА ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ

В учебном проектировании следует решать градостроительные и архитектурно-планиро­вочные проблемы, связанные с повышением эффективности использования городских зе­мель, что влияет на объемно-пространствен­ную организацию жилого образования, его структуру и форму. Разрабатываются приемы освоения неудобных и бросовых земель, по­вышения этажности и плотности жилого фонда. Сущность понятия плотности застройки вклю­чает комплексный учет санитарно-гигиеничес­ких, природно-климатических, социально-эко­номических требований. Проблема плотности застройки разрешается в проектах поселков на III курсе (рис. 30, 31) и жилых районов на IV курсе (рис. 40, 41).

В проектах новых жилых районов одним из средств достижения высоких плотностей яв­ляется применение планировочно гибкой мо­дульной системы непрерывных пространствен­ных жилых структур, прокладка внутренних пешеходных улиц1 с расположенными на них объектами обслуживания. В проектах реконст­рукции сложившихся районов города при ис­пользовании опорной застройки поиски направ­лены на организацию многофункциональных образований, которые обеспечивают функцио­нальную и социальную полноценность и эко­номическую рентабельность — образуют ком-