МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Метод комплексного проектирования целесообразно сочетать с методом проблемного проектирования1. Этот метод исходит из того, что обучение требует активного мыслительного процесса, который стимулируется наличием проблемы2. Постановка проблемы соединяет в себе два момента: обнаружение у студента неполноты сложившегося знания и определение направления, как этот пробел преодолеть [210, с. 62].
Проблемная ситуация содержит нечто неизвестное, нераскрытое, предполагаемое. Задача студента состоит в поиске нового подхода к разрешению проблемной ситуации.
• Проблемный метод предполагает серьезные умственные и творческие усилия в преодолении трудностей задания, рассматриваемого под углом зрения выдвинутой концепции и сформулированной проблемы.
ч. Творческий процесс разрешения проблемной ситуации представляет собой цикл взаимодействия проектной модели и студента:
1) предварительный анализ цели и исходных данных и постановка проблемы; 2) выбор пути и предвидение конечного результата; 3) отыскание противоречий, мешающих достижению цели, и их разрешение; 4) проверка результатов решения1.
Постановка перед каждым студентом локальной проблемы конкретизирует направления творческих усилий, возбуждает интерес к теме, побуждает его к наблюдению, сравнению, обобщению, преодолению стереотипа и стимулирует оригинальную творческую мысль. Тем самым проект приобретает четко выраженный творческий замысел.
Студент анализирует цели и исходные данные, выделяет основную и вспомогательную проблемы,сопутствующие факты в рамках проблемы, подходит к обоснованию решения. План решения ставит студента перед необходимостью принять гипотезу одного из возможных вариантов решения проблемы. Каждая промежуточная операция равносильна преобразованию начальных формулировок проблемы. Если преобразования исходных датжых недостаточно, то вводятся дополнительные данные, в результате чего проблемная ситуация приобретает иной структурный смысл — происходит «сдвиг проблемы» (по К. Попперу). Опыт, приобретаемый студентом в процессе АП, позволяет отбрасывать маловероятные альтернативы, сужает область поисков. Ошибки вынуждают студента пересмотреть старые решения проблем и стимулируют возникновение новых проблемных ситуаций. Проблемная ситуация разрешена, когда найденный результат подвергнут проверке.
Внедрение проблемного метода в практику учебного архитектурного проектирования обеспечивает ход познавательной деятельности студента на высоком эмоционально-мыслитель- ном уровне.
Метод проблемного проектирования содействует развитию инициативы и творческих способностей студента и вырабатывает у него навыки самостоятельной работы; обеспечивает упорядочение воображения и фантазии студента и реалистическое отношение к работе; учит оценивать структурообразующие факторы в условиях неопределенности и изменяющихся данных, что развивает логическое и критическое мышление; предусматривает мотивированный выбор проблемы для каждого студента, направление принципиального решения темы и служит целям выявления новой точки зрения на проектируемый объект; предполагает привлечение каждым студентом особой информации; используя преимущества группового обучения, охватывает все основные проблемы, которые раскрывают данную программу проектирования; позволяет рассматривать учебную
группу как собрание индивидуальностей; учит творческому сотрудничеству в коллективе группы.
Развертывание проблемы предполагает привлечение к рассмотрению конкретной ситуации и системы связей внешнего и внутреннего и служит формированию проектной модели.
В проблемном проектировании реализуется принцип конкретности проектирования, что оказывает влияние на принципиальную сторону решения, композиционный прием, объемнопространственную структуру и технические решения.
При подходе к объекту проектирования с учетом реальных условий каждый студенческий проект приобретает неповторимые особенности, обусловленные спецификой места, времени м поставленной проблемой. Проблемный метод дает возможность вовлечь студента в активную творческую деятельность, полезную для всего коллектива: привлекается дополнительная информация, возникают новые средства выражения.
От четко организованного поискового этапа проектирования зависит, в конечном счете, своеобразие проекта. В этом случае индивидуализация решения, оригинальность становится средством достижения поставленной цели. Локализация развития замысла каждого студента в желаемом аспекте создает возможности углубленной и содержательной работы.
В центре внимания проблемного проектирования находятся актуальные проблемы достижения соответствия архитектурной организации условиям изменяющейся жизни.
Методика АП подсказывает возможные варианты постановки проблем, а также пути и способы их решения.
Ш. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В требованиях к организации материальнопространственной среды отражаются социальные цели нашего общества. Архитектурное творчество выступает в связи с этим как особый вид социальной практики. В архитектурной школе роль общей социологии выполняет исторический материализм.
Студенту важно знать результаты социологических исследований семейно-бытовых отношений, образа жизни, демографических процессов, использования свободного времени и пр. Он должен понимать влияние социальнокультурной жизни города на проектирование пространственной среды, систем расселения и обслуживания1. Не меньшее значение для
проектирования имеет представление об активном обратном воздействии материальной среды на процесс общественной жизни, об организующей и преобразующей роли архитектуры.
От проектирования объектов с заданной функцией и известной типологической структу- * рой студенты старших курсов переходят к проектированию, включающему предварительное «конструирование» жизненного процесса как основы поиска соответствующей ему формы организации пространства. При передовом подходе» происходит одновременный поиск форм жизни и форм ее пространственной организации.
При разработке жилых комплексов ставится проблема сочетания жилища с общественным обслуживанием в зависимости от размещения комплексов в центре или на периферии.
Опираясь на положения о поляризации социальной деятельности в городе, студенты в планировке квартир учитывают интенсивность внутрисемейных и дружеских контактов.
Учебные проекты массовых типов общественных зданий по своему содержанию отражают новые формы общественной деятельности. Так, при проектировании клуба (III курс) объектом исследования может стать социально-культурная проблематика — те изменения в содержании клубной работы, которые дают основания трактовать этот объект как своеобразный центр общения.
При проектировании поселкового совета (Шкуре) объектом изучения может стать демократизация нашего общества и, как следствие,— организация форума встреч депутатов с избирателями, а также создание условий, благоприятствующих контактам посетителей и администрации.
Изучение социальных процессов находит свое воплощение в экспериментальных проектах студентов, в которых отражаются грядущие перемены в организации и взаимосвязи сфер труда, быта и отдыха. В результате проектной деятельности школа обогащается новыми проектами социально-культурного значения, например разработками проектов, ориентированных на задачу превращения Москвы в образцовый коммунистический город.
return false">ссылка скрыта4.4Л. ПРОБЛЕМА ЖИЛОЙ СРЕДЫ
Проблемный метод проектирования в архитектурной школе предусматривает обучение студентов проектированию системы «жизненная среда». Решая взаимоотношения живойсис- темы и внешней среды, архитектор стремится не только усовершенствовать материальную организацию пространства применительно к социальным преобразованиям, но и к тому, чтобы содействовать этим преобразованиям, направлять их к желаемым целям в соответствии с идеалами общества. Создание такой архитектурной среды, которая бы активно участвовала в процессах жизнестроения, соответствовала бы уровню производительных сил, гармонировала с развитием общества и культуры и не нарушала бы экологического равновесия в природе и организме людей,— важнейшая задача
Усилия студентов направляются на разработку таких вопросов: какую организацию жилой среды можно считать оптимальной; каковы перспективы развития типов жилых домов и квартир; как понимать задачу ликвидации существенных различий между городом и деревней, организации расселения вне города; какова специфика типов жилья городского и сельского населения.
В процессе проблемного проектирования жилых до- моа среднем этажности на 111 курсе можно вычленить ряд проблем: 1 — проектирование поселкового дома, обладающего градостроительной маневренностью, образующего при блокировке выразительные объемно-пространственные построения; 2— выбор типов квартир, удовлетворяющих различному демографическому составу семей (объединение в одном доме нескольких типов квартир — предпосылка более свободного решения объемной композиции дома); 3— определение системы связей квартиры с окружением' и выбор одной из жилых структур: блокированной, коридорной, с квартирами в одном или двух уровнях, галерейной, секционной, смешанной; 4— решение всех квартир на единой конструктивной структуре, сходных функционально-планировочных приемах, едином уровне комфорта и оборудования, что позволяет формировать квартиры в блок-секции, отличающиеся различными объемными композициями; 5— решение архитектурнохудожественного облика дома в конкретных условиях природной среды, с учетом планировочной и конструктивной структур и материалов; 6— решение интерьера квартиры, обладающей продуманным пространственным построением, с целью достижения комфортных и эстетических качеств жилища.
Проблема домов с обслуживанием. Социальные идеи создания нового быта, освобожденного от мелкого домашнего хозяйства, возникшие еще в 20-е годы, в период широких поисков новых форм жилища в СССР, неизменно привлекают к себе внимание архитектурных школ и являются средством осмысления современных проблемных ситуаций. При проектировании домов с коллективным обслуживанием необходимо оценить соответствие их требованиям времени; социальным условиям жизни общества, бытовому укладу семей, имеющейся материально-технической и экономической базе строительства.
Изучение условий возникновения бытовых коллективов и соседских связей определяет степень обобществления быта и отражается при проектировании жилых образований на составе квартиры и ее построении. Дифференцируются типы расселения: на жилище с развитыми и с неразвитыми функциями2. Последние компенсируются дополнительным общественным обслуживанием. «Закрытые» жилые комплексы с центрами обслуживания внутри комплексов дополняются «открытыми» жилыми комплексами с обслуживанием на транспорты х магистралях, рассчитанным на все Дневное население. Актуальна разработка мно-
] | поселковом проектировании в настоящее время ставится задача связи квартиры с приусадебным участком.
1 Диссертация В. Садовского.
гофункциональных жилых комплексов, интегрирующих общественные, жилые и административные функции.
Проблема учета образа жизни семей. Архитектура как профессия начинается с человековедения, ею нельзя овладеть, не изучая человека в общении, трудовой деятельности, не проникая в глубь его поведения, образа жизни. Различный образ жизни и род занятий членов семьи отражаются на типах квартир, домов и принципе расселения. Дифференцируются территории жилых районов города по признаку заселения их молодежью и малосемейными ближе к магистралям и центру города, семей с детьми и престарелыми — в глубине района, ближе к массивам зеленых насаждений и местам отдыха. Проявляется тенденция специализации жилых домов по пространственным и структурным характеристикам квартир с целью повышения комфорта жизни различных контингентов населения. Открываются проблемы формирования типов квартир для расселения сложных семей.
4.4.3. ПРОБЛЕМА ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ
В учебном проектировании следует решать градостроительные и архитектурно-планировочные проблемы, связанные с повышением эффективности использования городских земель, что влияет на объемно-пространственную организацию жилого образования, его структуру и форму. Разрабатываются приемы освоения неудобных и бросовых земель, повышения этажности и плотности жилого фонда. Сущность понятия плотности застройки включает комплексный учет санитарно-гигиенических, природно-климатических, социально-экономических требований. Проблема плотности застройки разрешается в проектах поселков на III курсе (рис. 30, 31) и жилых районов на IV курсе (рис. 40, 41).
В проектах новых жилых районов одним из средств достижения высоких плотностей является применение планировочно гибкой модульной системы непрерывных пространственных жилых структур, прокладка внутренних пешеходных улиц1 с расположенными на них объектами обслуживания. В проектах реконструкции сложившихся районов города при использовании опорной застройки поиски направлены на организацию многофункциональных образований, которые обеспечивают функциональную и социальную полноценность и экономическую рентабельность — образуют ком-