МЕТОД ПРЕДМЕТНОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЛИ МАКЕТИРОВАНИЯ
Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования. Предметное, объемно-пространственное моделирование или макетирование как метод, сопутствующий творческим стадиям АП,— активное средство обучения, имеющее преимущества перед графическими средствами. Студент лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическое изображение, тогда как при проведении предметной деятельности — макетирования — это происходит скорее. В макете творческий замысел автора материализуется, получает наглядное выражение, тогда как при графическом моделировании замысел воспринимается в сопоставлении плана, разреза и фасада.
Архитектурные макеты делаются из иного материала, чем натурный объект, они имитируют лишь некоторые свойства оригинала и потому качественно от него отличаются. В основном они отображают пространственные, реже пластические особенности объекта в определенном масштабе [20!, с. 30]. Предметное и пространственное моделирование или макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи1.
Макетирование проводится исходя из следующих целей: 1—содействовать творческому поиску; 2— быть геометрической наглядной проверкой объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов — в этих случаях оно носит характер рабочего макетирования; 3— служить для лабораторных проверок и экспериментального изучения объекта, конструктивной структуры, воздействия природных явлений — здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями1; 4— служить предметной иллюстрацией для контрольной проверки конечного результата проектирования, тогда макет носит характер чистового макета и позволяет моделировать условия восприятия объекта (схема 13).
В методическом отношении наиболее продуктивно рабочее макетирование, проводимое с целью поиска композиционного решения, и макетирование структурное для лабораторных испытаний.
1.1 Л. МЕТОД РАБОЧЕГО МАКЕТИРОВАНИЯ
Схема 13. Проектное моделирование и макетирование
архитек - Внутренние Процессы образ взаммодей- и вослрия- ствия тие во времени
Предметное и пространственное моделирование, макетирование
Макетирование экспоната — чистовой макет
Г р а ф и ческое I *
Рабочее макетирование
Архитек- ТурнО- кон струн- тиан&Я структура
НИХ
Фрагмент
Проектное моделирование
Логико -математическое
Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования [201]. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность студента, связанную с визуализацией, мыслительным «обмериванием» макета, отысканием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность материально фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Рабочий макет делает замысел наглядным и становится сам предметом анализа.
Рабочее макетирование применяется при моделировании разнообразных программ- заданий.
При градостроительном макетировании достигаются единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной или градостроительной ситуацией.
Градостроительный макет, как правило, выполняется на рельефной подоснове. Макетирование поселка (111 курс) и жилого района (IV курс) определяет планировочную структуру, характер застройки, этажность, ориентацию, транспортные связи. Особые возможности макетирования открываются при проектировании реконструкции исторических городских зон: включении новой застройки или отдельного объекта в сложную градостроительную си-
стему. Макеты опорных зданий позволяют добиться убедительных визуальных связей старого и нового в ансамбле.
Объемно-пространственное макетирование проектов клубов, школ, кинотеатров способствует поиску трехмерного пластического представления о сооружении, его внешнего архитектурного образа.
Макетирование интерьера общественного здания позволяет показать многоуровневое развитие пространства. Макеты зрелищных зданий раскрывают построение самих залов. В макетах раскрывается взаимосвязь внутреннего и внешнего: пластическая форма ограждающих поверхностей, как мембрана, одновременно строит внутреннее пространство и отделяет его от пространства внешнего.
При проектировании крупнопролетных сооружений на V курсе и на дипломе макетируется конструктивная структура покрытия.
Макетирование структур отображает несущие основы ячейковых объектов: стеновой остов, состоящий из взаимосвязанных плоскостных элементов, или каркасный остов, состоящий из линейных или стержневых элементов. В макетах из объемных элементов раскрываются возможности комбинаций.
Макетирование служит для лабораторных проверок влияния инсоляции, естественного освещения, акустики на формообразование объекта. Так, для проверки решений верхнего естественного света в музейном или промышленном здании выполняются фрагментарные макеты, что сближает обучение с научным исследованием.
Макетирование как метод поиска структуры сооружения требует дальнейшего развития в архитектурной школе, играя важную роль в формировании структурного мышления студента.
Пространственное вариантное моделирование оказывает также формообразующее действие и потому желательно, чтобы оно сопутствовало всем стадиям проектирования и на всех уровнях образования.
Материалом для макетов служат преимущественно картон и бумага. Макет в малых масштабах имеет недостаток: он воспринимается преимущественно сверху, с «птичьего полета», а не с реальных точек зрения. Этот недостаток ослабляется при исполнении макетов в крупных масштабах и в натуральных материалах1.
Исполнение крупных макетов позволяет применить киносъемку: архитектура комплекса раскрывается с учетом психологии восприятия, фактора времени и скорости передвижения зрителей (МАрхИ, киносъемка макета дипломного проекта Н. Худякова). Перспективна разработка макетов в последовательно увеличивающихся масштабах. Так создаются градостроительный. макет фрагмента города, макет застройки площади, макет объекта с показом внешней архитектуры и интерьера (метод доц. И. Лежавы).
Метод рабочего макетирования способствует творческому сознательному поиску и делает сам процесс увлекательным и интерес
ным. Фотографирование предварительных и окончательных вариантов макетов позволяет раскрыть замысел автора.