ЭТАП ТВОРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Этап творческой разработки — длительная стадия собственно проектирования — начи­нается с анализа, развития и углубления творческих предложений эскиза. Разработке проекта способствует профессиональное ло­гическое мышление, внутреннее обдумыва­ние на основе субъективного творческого опыта'. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб

1 Здесь происходит процесс «переформулирования» проблемы I соответствии с новым этапом ее решение. Новая «формулировка» — обобщенное выражение пред­шествующего анализа и в то же время — отправной этап дальнейшего хода мысли [177, с. 101].

требует детализации, уточнений и привлече­ния дополнительной научной и технической информации.

Студенты, эскизы которых утверждены с замеча­ниями, должны внести принципиальные улучшения в решения. Чтобы избежать потери времени, организуется «фронтальная» работа со всеми студентами группы: предлагается расчертить габариты проекций в необхо­димых масштабах и продумать расположение материалов на досках. В первой стадии расчерчивания проекта на подрамниках эскиз рассматривается как относительно ус­тойчивое решение, к которому приходится часто возвра­щаться («а как было а эскизе?»). Переход в большие мас­штабы обусловливает дальнейшее варьирование эскизного замысла в границах принятых решений.

Переход от эскиза к проекту — творческая работа над углублением замысла. Цель эта­па — добиться внутренней согласованности взаимосвязанных областей решения в процессе разработки проектной модели объекта. Твор­ческая разработка — по преимуществу интел­лектуальная деятельность, в которой идеи и цель творчества реализуются по законам мышления и правилам логики под контролем интуиции.

Системный подход требует привлечения данных из области строительной климатоло­гии, экономики и конструкций. Чем разнооб­разнее вспомогательный материал, тем боль­шей будет информационная емкость проект­ного решения.

Метод последовательных уступок и прибли­жений. Творческая разработка ведется на более высоком структурном уровне по срав­нению с предыдущими этапами, так как охва­тывает все подсистемы объекта независимо от того, какая из них оказалась определяющей для общего замысла. Здесь применяется комплексная оценка состояния объекта. На этом этапе проектирование призвано служить развитию принятого композиционного замыс­ла. Перед студентом стоят задачи: преду­смотреть связи объекта с внешней средой, упорядочить взаимодействия главных и второ­степенных функций, внутреннюю и внешнюю пространственную структуру объекта, увязать конструктивный замысел с архитектурно-плас­тической формой, привести к модульному единообразию размерности конструкций, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, акустику и микроклимат, проверить экономическую целесообразность принимаемых решений. Ва­рианты, которые могли бы явиться частными решениями названных задач, должны быть согласованы между собой путем компромис­са — методом «последовательных уступок и приближений», благодаря которому видно, ценой какой «уступки» в одном критерии до­стигается выигрыш в другом.

Проектирование должно привести к компо­зиционному обобщению — функциональной,

зрительной и эстетической целостности, органическому синтезу формы, конструкции и материала. Композиционный замысел рас­крывается в художественной выразительности объекта, в закономерностях построения внеш­него облика, в гармонизации форм и про­порций.