ЭТАП ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА
Этап творческого поиска — центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и методологической стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного творческого действия компенсируется через аппарат интуиции и сопутствующих ему эмоций [175, с. 31]. Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источником догадки, приводящей к решению.
В основе творческого процесса АП лежит, прежде всего, концентрация волевых усилий, направленных на постановку и достижение цели. Эта установка связана с увлеченностью, вдохновением [191, с. 254]. «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение» [175, с. 38]. Творческий акт характеризуется взаимодействием мышления и эмоций.
Этап творческого поиска в соответствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования.
При разработке клаузуры интуитивное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.
В эскизе-идее проектная модель выражается в полуинтуитивной форме первичной гипотезы. Нечетко осознанные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим результатом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию.
В первой фазе эскизирования первичная гипотеза проверяется на эскизных вариантах, которые служат отправным пунктом новых поисков. Первичное эскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов, в результате чего выводится их обобщение в форме эскиза проекта. Цель фазы — добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двойным ходом — от внешнего к внутреннему и изнутри наружу.
Таким образом, эффективность творческого поиска достигается на основе теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интеллектуального и интуитивного, логического и эмоционального, доказательного и гипотетического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного. Каждая последующая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации задачи — ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проектной модели объекта.
3.5.1. КЛАУЗУРА
Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.
В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов [210, с. 347]. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.
Клаузуриый метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных спо
в1 (схема 12). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.
Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.
Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.
Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней.
Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.
Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение
должно быть обобщенным и выразительным.
Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.
Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузу- ру по одной теме одновременно на III и IV курсах.
Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.
Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.
По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.
Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии. Качественный уровень клаузуры учитывается
при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента1.
Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспи- тательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.
Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.
3.SJ. ЭСКИЗ-ИДЕЯ
Разработка эскиза-идеи объекта происходит по недостаточно освоенным условиям программы. Параллельно организуются два процесса: исследовательский и собственно творческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы — попытку полуинтуитивно сформулировать идею решения. Поиск полезной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям [154, с. 245].
Анализ исходных данных и структурообразующих факторов служит возникновению первичной гипотезы. Благодаря творческому воображению, опыту и памяти аморфная информация, разобщенные факторы путем осмысливания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных моделей.
При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок»— метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недостаточности предварительных сведений и невозможности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компенсировать несовершенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подсказать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии информации, опыта и с помощью ассоциаций и анализа появляется вероятность лучше организовать поиск, не обращаясь к перебору всех вариантов,— использовать эвристический метод [196, с. 430].
Педагог регулирует эвристическую процедуру, рекомендует ограничить область по-
1 Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАркИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулировать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры.
исков, направить творческую мысль и воображение студента на принципиальный выбор проблемы. Здесь происходит пересечение исследования и творческого поиска. Постановка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.
Фаза эскиза-идеи определяет вероятностные направления разработки выбранной целевой установки. Фаза завершается просмотром руководителями с целью выявить авторский замысел — проблему, которая может лечь в основу дальнейшего эскизирования. Ценность эскиза-идеи — в прогнозе, догадке, предположении творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы.
3.5.3. ФАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ
Первичное эскизирование — сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскизе-идее. Ведется в масштабах эскиза. На этой стадии одно представление сменяется другим, ассоциируются новые образы и идеи, на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор».
Возникает необходимость самоконтроля.
Творческая деятельность представляет собой поиск индивидуального ответа на индивидуальные обстоятельства [78]. Вариантное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изучение: связей объекта со средой; функциональной организации жизненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемнопространственной и конструктивной структуры, параметры и взаимосвязи отдельных помещений и их групп. Вначале каждый вариант в пределах проблемы должен чем-то существенно отличаться от предыдущего. Эскизы, которые не приводят к необходимому результату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художественного выражения идейного содержания программы.
В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные направления решения отбрасываются, отдельные элементы исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи —«навязчивая идея». Промежуточные эскизы заменяют собой «творческую память».
Запись творческого процесса следует сохранить для повторного анализа. Процесс сопровождается оценкой и критикой собственных результатов. Здесь важна помощь педагога, который в ошибках студента может найти возможность остроумного решения задачи. Поиск упорядоченности — структуры в расположении элементов композиции — имеет ббльшее значение, чем сами элементы.
Первичное эскизирование сопровождается постоянным соотнесением разрабатываемого варианта со сформулированной концепцией и исходной программой. Фаза первичного эскизирования дает простор внезапным прозрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристических правил как раз и предполагает движение в обратном направлении — от прогнозируемого решения к исходным данным, посылкам.
К концу первого периода эскизирования педагог помогает студенту сопоставить альтернативные решения в границах рабочей гипотезы, перейти к обобщению решения, подвести «общий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиального решения происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведутся в рамках данной композиционной схемы. Дж. Пойа рекомендует перестановку или перегруппировку элементов как средства изменения структуры.
Постепенное накопление усовершенствований (стратегия «приращения» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктивной подструктур упрочает эскизное решение. Анализируя проделанную работу, критически оценивая эскизы, студент добивается согласованности компонентов композиции. Возникает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка.
Итог первичного эскизирования выступает в двойном качестве: как результат предшествующего хода творческой мысли и как отправной пункт ее дальнейшего развития.
3.S.4. СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭСКИЗА
Важнейшая методическая задача эскизирования — научить студента системному подходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз — всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято принципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматривать как непрерывный процесс, оно сочетает
в себе единство непрерывного и прерывного. Достаточно изменить одно из исходных условий, придать большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает новое предложение отличающееся от исходного — происходит переструктурирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышление и творческий поиск студента. Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направление поиска. Развитие нового эскиза проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования.
Упрочение эскиза занимает несколько недель. В этот период происходят сбор дополнительной информации, формулирование концепции, выполняется при необходимости опережающая клаузура. На заключительной ступени эскизирования студент и руководитель выбирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содержащее определенную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проекциях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом.
Эскизы проектов выставляются на просмотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эскизами товарищей, а педагогам точнее оценить относительное качество решений. Утверждение эскиза и его оценка — важный этап проектирования. Руководители проводят обсуждение эскизов с позиций потенциальных возможностей их творческого развития.
Утвержденный эскиз — это итог творческого поиска и программирование дальнейших действий по усовершенствованию н упорядочению решения в стадии творческой разработки.