ЭТАП ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА

Этап творческого поиска — центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и мето­дологической стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного твор­ческого действия компенсируется через аппа­рат интуиции и сопутствующих ему эмоций [175, с. 31]. Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источни­ком догадки, приводящей к решению.

В основе творческого процесса АП лежит, прежде всего, концентрация волевых усилий, направленных на постановку и достижение цели. Эта установка связана с увлеченностью, вдохновением [191, с. 254]. «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение» [175, с. 38]. Творческий акт характеризуется взаимо­действием мышления и эмоций.

Этап творческого поиска в соответствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования.

При разработке клаузуры интуитивное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

В эскизе-идее проектная модель выража­ется в полуинтуитивной форме первичной ги­потезы. Нечетко осознанные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим резуль­татом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести про­ектирование в проблемную ситуацию.

В первой фазе эскизирования первичная гипотеза проверяется на эскизных вариантах, которые служат отправным пунктом новых поисков. Первичное эскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов, в результате чего выводится их обобщение в форме эскиза проекта. Цель фазы — добиться совместимо­сти всех учитываемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двойным ходом — от внешнего к внутреннему и изнутри наружу.

Таким образом, эффективность творческо­го поиска достигается на основе теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интел­лектуального и интуитивного, логического и эмоционального, доказательного и гипоте­тического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного. Каждая последую­щая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации зада­чи — ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проектной моде­ли объекта.

3.5.1. КЛАУЗУРА

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию сту­дента, побудить у него творческую интен­сивную работу фантазии и вызвать продук­тивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.

В клаузуре проявляется творческая интуи­ция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя меха­низмы памяти и воображения, студент интуи­тивно учитывает требования, отбирает «целост­ные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции пере­шагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожи­данности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов [210, с. 347]. Разработка клаузур не гаранти­рует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.

Клаузуриый метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных спо

 

в1 (схе­ма 12). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у сту­дента умение продуктивно мыслить, форми­рует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосре­доточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мыс­ли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по ре­зультатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевид­на. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первич­ных образных представлений о теме индиви­дуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свобод­ной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав поме­щений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение

должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени созда­ется эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузу- ру по одной теме одновременно на III и IV курсах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные дан­ные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проекти­рования метод клаузур применим при разра­ботке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последователь­но, но связанным друг с другом, рекоменду­ется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композицион­ного мышления студента и навыков само­стоятельного творчества. Клаузура выпол­няется в период экзаменационной сессии. Качественный уровень клаузуры учитывается

при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента1.

Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии прово­дится ее разбор. Это важный учебно-воспи- тательный этап в обучении: педагог обосновы­вает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.

Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности твор­ческой работы, развитию самоконтроля сту­дента, формированию уровня его самооценки.

3.SJ. ЭСКИЗ-ИДЕЯ

Разработка эскиза-идеи объекта происходит по недостаточно освоенным условиям про­граммы. Параллельно организуются два про­цесса: исследовательский и собственно твор­ческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы — попытку полуинтуитивно сформулировать идею решения. Поиск полез­ной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям [154, с. 245].

Анализ исходных данных и структурообра­зующих факторов служит возникновению пер­вичной гипотезы. Благодаря творческому вооб­ражению, опыту и памяти аморфная инфор­мация, разобщенные факторы путем осмысли­вания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных мо­делей.

При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок»— метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недоста­точности предварительных сведений и не­возможности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компен­сировать несовершенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подсказать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии инфор­мации, опыта и с помощью ассоциаций и анализа появляется вероятность лучше ор­ганизовать поиск, не обращаясь к перебору всех вариантов,— использовать эвристический метод [196, с. 430].

Педагог регулирует эвристическую про­цедуру, рекомендует ограничить область по-

1 Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАркИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулиро­вать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры.

исков, направить творческую мысль и вообра­жение студента на принципиальный выбор проблемы. Здесь происходит пересечение исследования и творческого поиска. Поста­новка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выпол­няется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.

Фаза эскиза-идеи определяет вероятност­ные направления разработки выбранной целе­вой установки. Фаза завершается просмотром руководителями с целью выявить авторский замысел — проблему, которая может лечь в основу дальнейшего эскизирования. Ценность эскиза-идеи — в прогнозе, догадке, предпо­ложении творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы.

3.5.3. ФАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ

Первичное эскизирование — сложный твор­ческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскизе-идее. Ведется в мас­штабах эскиза. На этой стадии одно представ­ление сменяется другим, ассоциируются новые образы и идеи, на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор».

Возникает необходимость самоконтроля.

Творческая деятельность представляет собой поиск индивидуального ответа на индивидуальные обстоятельства [78]. Вариант­ное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изучение: связей объекта со средой; функциональной организации жиз­ненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемно­пространственной и конструктивной структуры, параметры и взаимосвязи отдельных поме­щений и их групп. Вначале каждый вариант в пределах проблемы должен чем-то сущест­венно отличаться от предыдущего. Эскизы, которые не приводят к необходимому резуль­тату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художественного выражения идейно­го содержания программы.

В процессе эскизирования новые идеи фор­мируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные направления решения отбрасываются, отдельные элементы исклю­чаются, другие входят в новый эскиз, происхо­дит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении зада­чи —«навязчивая идея». Промежуточные эскизы заменяют собой «творческую память».

Запись творческого процесса следует сохра­нить для повторного анализа. Процесс со­провождается оценкой и критикой собствен­ных результатов. Здесь важна помощь педа­гога, который в ошибках студента может найти возможность остроумного решения за­дачи. Поиск упорядоченности — структуры в расположении элементов композиции — имеет ббльшее значение, чем сами элементы.

Первичное эскизирование сопровождается постоянным соотнесением разрабатываемого варианта со сформулированной концепцией и исходной программой. Фаза первичного эскизирования дает простор внезапным про­зрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристических правил как раз и предполагает движение в обратном на­правлении — от прогнозируемого решения к исходным данным, посылкам.

К концу первого периода эскизирования педагог помогает студенту сопоставить альтер­нативные решения в границах рабочей ги­потезы, перейти к обобщению решения, подвести «общий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиаль­ного решения происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый после­дующий является модификацией предыду­щего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведутся в рамках данной компози­ционной схемы. Дж. Пойа рекомендует перестановку или перегруппировку элементов как средства изменения структуры.

Постепенное накопление усовершенство­ваний (стратегия «приращения» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктив­ной подструктур упрочает эскизное решение. Анализируя проделанную работу, критически оценивая эскизы, студент добивается согла­сованности компонентов композиции. Возни­кает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка.

Итог первичного эскизирования выступает в двойном качестве: как результат предшест­вующего хода творческой мысли и как отправ­ной пункт ее дальнейшего развития.

3.S.4. СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭСКИЗА

Важнейшая методическая задача эскизи­рования — научить студента системному под­ходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз — всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято принципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматри­вать как непрерывный процесс, оно сочетает

в себе единство непрерывного и прерывного. Достаточно изменить одно из исходных усло­вий, придать большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает новое предложение отличающееся от исходного — происходит переструктурирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышле­ние и творческий поиск студента. Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направле­ние поиска. Развитие нового эскиза проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования.

Упрочение эскиза занимает несколько не­дель. В этот период происходят сбор допол­нительной информации, формулирование кон­цепции, выполняется при необходимости опе­режающая клаузура. На заключительной ступе­ни эскизирования студент и руководитель вы­бирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содер­жащее определенную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проекциях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом.

Эскизы проектов выставляются на про­смотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эскизами товарищей, а педа­гогам точнее оценить относительное качество решений. Утверждение эскиза и его оценка — важный этап проектирования. Руководители проводят обсуждение эскизов с позиций потенциальных возможностей их творческого развития.

Утвержденный эскиз — это итог творче­ского поиска и программирование дальней­ших действий по усовершенствованию н упорядочению решения в стадии творческой разработки.