ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Подготовительный предпроектный этап содержит два звена: сбор информации и ее ме- и годологическую обработку.
Под информацией, получаемой студентом, мы подразумеваем знания, служащие основанием для принятия практического решения. [* Учебный процесс характеризуется воспроиз
водством, хранением и передачей информа- г ции. Информация существует там, где имеется
г разнообразие и различие [191, с. 40]. Процесс
г проектирования зависит от: 1—запаса инфор
мации, приобретенной студентом при освоении научно-технических дисциплин; 2— оперативной информации, которую он получает в результате самостоятельного поиска в предпроектный методологический период, и 3— оперативной информации, поступающей во время самого проектирования от педагогов, участвующих в комплексном процессе АП. Студент является самообучающейся системой, и каждое принятое сообщение изменяет его способность к восприятию последующих сообщений. Переработка информации зависит от творческой инициативы студента, создает предпосылки для выработки целевой установки, вслед за которой идет проектная процедура принятия решения. Студент пользуется также информацией, которую он получает, наблюдая за работой других студентов.
Цель педагога на подготовительном этапе состоит в направлении творческой энергии студента на накопление и ассоциирование необходимой информации. Всякая информация, поступающая извне, оценивается под углом зрения задачи и привлекает к себе внимание постольку, поскольку оказывается полезной для ее решения. Сбор информации сопутствует всей процедуре проектирования. Каждый уровень решения проектной модели служит информацией для последующего этапа, да и каждый последующий этап проектирования требует для своего решения дополнительной информации.
Изучение программы проектирования. Программное задание регламентирует и направляет деятельность студента.
Порядок изложения материала в программах следующий:
Общие положения. Цели и задачи проектирования, исходя из назначения объекта, его практического и идейного содержания.
Состав и площади помещений. Назначение частей или групп помещений, перечень помещений, их размеры и площадь или норма площади на единицу вместимости.
Основные требования и исходные данные: 1) условия природного или городского ландшафта; 2) условия архи- тектурио-плаиировочиой организации; 3) требования к графику движения и к внутренним коммуникациям (требования противопожарной безопасности и условия эва- В программах конкретизируются требования по разделам комплексной разработки и дается ссылка на последующее сквозное использование проекта.
Состав проектных материалов и масштабы чертежей указываются раздельно для стадии эскиза и проекта. Устанавливаются контрольные стадии и сроки исполнения. Прилагается ситуация участка на геодезической подоснове.
Программа содержит исходные условия, которые нужно удовлетворить в проекте. Программа охватывает общие правила и нормы проектирования, устанавливает функциональное содержание и назначение проектируемого объекта, характеристику процесса, который должен быть в нем организован, и накладывает известные ограничения на направления поиска решения. Но остается неизвестным, как, какими средствами должен быть обеспечен требуемый эффект, как должна быть построена объемно-пространственная структура, каков должен быть конструктивный замысел и какова будут композиция сооружения и его художественный образ. Это определяется в творческом акте архитектурного проектирования. В рамках программы существует широкий простор выбора средств и способов действий для проявления изобретательности и творческой фантазии.
Избирая линию развития программы, студент должен реалистически подходить к трактовке ее положений. Педагогу следует на подготовительной стадии побуждать студента к изучению программы и индивидуальной ее интерпретации.
Вводная лекция. Вводная лекция по теме проектирования проводится для студентов курса я целом. Отбор излагаемого материала зависит от того, прочитан ли студентами до этого курс типологии зданий и в какой степени тематика проекта отражена в учебниках. Вводная лекция имеет целью дать студентам сведения о наиболее существенных особенностях данного типа сооружения, содержит новейшую информацию о тенденциях проектирования подобных объектов, отражает развитие науки в данной области архитектуры. По объектам промышленной тематики лекция раскрывает специфику производственного процесса, знакомит с современным технологическим оборудованием и основами целесообразного выбора конструкций.
В лекции излагаются предпосылки градостроительного решения, главные и второстепенные функции, требования норм и правил проектирования и строительства. Лекция сопровождается показом типовых и экспериментальных проектов с их технико-экономической характеристикой. Демонстрируются нормали планировочных элементов, чертежи, фо
тографии, используются диалроекционная аппаратура и учебное кино.
Выдача задания. Беседа педагога со студщ, тами. Важная роль в подготовке студента к началу работы над темой принадлежит педагогу. Руководитель при выдаче задания знакомит студента с содержанием программы выделяет наиболее существенные исходные данные; выявляет специфику процессов, которые должны происходить в сооружении; формулирует требования к отдельным элементам и группам помещений; иллюстрирует программу матрицами взаимодействия; выделяет проблемные положения и их аргументирует; рассматривает предлагаемые к проектированию ситуации; знакомит студентов с методическими материалами; указывает специальную литературу; сообщает студентам план работы над проектом по этапам и срокам.
Методические пособия и альбомы студенческих проектов рассматриваются в исследовательском и критическом плане.
Ознакомление с местом проектирования. Разбор ситуации, ее конкретных особенностей составляет важный этап предпроектного анализа. Педагог, характеризуя окружение, отмечает наиболее существенные признаки, которые могут оказать влияние на становление проектного замысла. При возможности следует ориентировать студента на ознакомление с местом в натуре. Изучение своеобразных особенностей окружения — визуальный анализ опорных зданий, этажности сооружений, природных условий — служит предпосылкой индивидуального решения. Так стимулируется познавательная активность обучающегося, создается «питательная среда» для формирования концепции и начала творчества. Выдача задания превращается в беседу о перспективах совместной творческой работы.
Экскурсия. Посещение аналогичного объекта служит вовлечению студента в работу над темой. Экскурсия досигает своей цели, если она проведена после вводной лекции, выдачи задания и студенты столкнулись с первыми трудностями реализации программы. Назначение экскурсии — накопить зрительные впечатления от объекта в целом, от планировочной структуры, размеров помещений, технологического процесса и ознакомить с условиями эксплуатации.
return false">ссылка скрытаМетодические указания к программам на проектирование. Методические указания1 выдаются одновременно с программами, предназначены для педагогов, а также для студентов с целью активизировать их творческую самостоятельность. Методические указания рас- крывают специфику задания, основные цели и задами проектирования; в них, не повторяя программы, излагаются: градостроительные
условия, функциональные взаимосвязи, конструктивные требования, техническое оснащение и освещение, композиция и художественный образ, рабочий план проектирования и библиография. В методические указания по промышленным темам включены технологические схемы.
Изучение методических материалов кафедры. Работа студента с методическими материалами позволяет войти в тему, критически оценить предыдущий опыт и получить стимул к началу творчества.
Экспозиция подлинных студенческих проектов из числа отобранных в методфонд и отмеченных дипломами и грамотами служит профессиональной ориентации студентов, имеет целью познакомить их с образцовыми решениями, компоновкой и графическим исполнением проектов.
Эталоны проекта. На кафедре создаются эталоны, иллюстрирующие объем необходимого проектного материала по этапам премирования и элементы комплексной разработки.
Методические разработки по узловым программам курса а форме таблиц и альбомов содержат тщательно подобранные примеры из отечественного и зарубежного опыта. Фотографии сопровождаются схемами, аннотациями, указанием авторов и источников.
Альбомы студенческих работ содержат введение с характеристикой программы, ее целей и задач; проблематику проектирования и методические указания; систематизацию проектов на основе сравнительного анализа планировочно-композиционных решений в виде фотографий с аннотациями.
Альбом перспективных решений знакомит с работами студентов, которые выполнены по договору о творческом содружестве с проектными и научно-исследовательскими институтами (см. 6. 9).
Альбомы типовых проектов, каталоги и планировочные нормали знакомят студентов с практикой реального проектирования и методами применения.
Изучение специальной литературы. Дополнительную информацию по теме студент получает из специальной литературы, работа над которой требует от него особых навыков анализа и художественного вкуса. Педагог обучает студента проблемно-ориентированной работе с литературой по архитектуре, показывает, как надо смотреть архитектурную книгу. Студент овладевает навыками работы с литературными источниками постепенно и в зависимости от стадии, в какой находится его собственный проект.
При просмотре литературы студент-архитектор выполняет наброски со ссылками на журнал или книгу, которые в процессе проектирования служат восстановлению в памяти подробностей. Этот процесс должен быть активным и стимулировать мысль, творческое воображение и фантазию, для чего одновременно с просмотром литературы студент пытается наметить решение своей архитектурной идеи. Навык работы со специальной книгой должен достигнуть такого уровня, когда студент сможет привлекать материал, выходящий за рамки темы, исходя из понимания принципов и закономерностей структурообразования. В основе освоения материала должны лежать профессиональный критерий и формальный анализ. Работа над архитектурной книгой развивает способности понять замысел, образно-худо- жественный строй, язык, ведущую тему произведения. Отбор объектов свидетельствует о предпочтении одного решения другому, а отбор — это уже творчество. Студент осваивает творчество ведущих мастеров. Опыт современников и предшественников становится частью его образования, вырабатывается ценностная ориентация — уменье вычленить то, чем можно пренебречь и что соответствует его представлениям, устремлениям и эстетическим идеалам.
Внедрение технических средств информации. Коммуникативные и изобразительно-выразительные возможности новых средств информации — кино, диафильмов, телевидения, голографии, запоминающих информационных устройств — должны шире использоваться в структуре обучения архитектуре, обогащая лекцию визуальным компонентом.
Потенциал аудио-визуальных средств весьма велик: в них объединяются формы наглядности — изобразительная, символическая, графическая и звуковая. Специальные программы телепередач и киноочерки способны оказать методическую помощь проектированию, воссоздать в учебной аудитории атмосферу поиска, исследования и решения задач.
Для целей архитектурной информации на первом месте в учебном проектировании стоит показ слайдов. Эффективны кинофильмы, показывающие объект в натуре, раскрывающие процессы, происходящие в объекте, оборудование, связи помещений с внешней средой, зеленью; особенно убедителен показ трансформации помещений.
Учебные кинофильмы и серии слайдов расширяют кругозор студента, приобщая его к материалу, который иначе не был бы ему доступен. Экранная информация в период пред- проектного этапа имеет своей целью дать познавательный материал; обеспечить предварительное ознакомление с изучаемой информа- цией в готовом виде или по принципу проблемной задачи; направить усилия студентов на активные умственные действия и образное мышление в последующем творческом поиске. Новые средства информации оказывают воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы деятельности студентов.
Применение запоминающих устройств связано с потребностью максимально расширить получаемую информацию при минимуме затрат времени.
Руководящая роль педагога от внедрения новых средств информации не умаляется. Наибольшая прочность освоения знаний достигается при передаче одной и той же учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.