ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

 

Подготовительный предпроектный этап со­держит два звена: сбор информации и ее ме- и годологическую обработку.

Под информацией, получаемой студентом, мы подразумеваем знания, служащие основа­нием для принятия практического решения. [* Учебный процесс характеризуется воспроиз­

водством, хранением и передачей информа- г ции. Информация существует там, где имеется

г разнообразие и различие [191, с. 40]. Процесс

г проектирования зависит от: 1—запаса инфор­

мации, приобретенной студентом при освоении научно-технических дисциплин; 2— оператив­ной информации, которую он получает в ре­зультате самостоятельного поиска в предпро­ектный методологический период, и 3— опе­ративной информации, поступающей во время самого проектирования от педагогов, участ­вующих в комплексном процессе АП. Студент является самообучающейся системой, и каж­дое принятое сообщение изменяет его способ­ность к восприятию последующих сообщений. Переработка информации зависит от творче­ской инициативы студента, создает предпосыл­ки для выработки целевой установки, вслед за которой идет проектная процедура приня­тия решения. Студент пользуется также инфор­мацией, которую он получает, наблюдая за работой других студентов.

Цель педагога на подготовительном этапе состоит в направлении творческой энергии студента на накопление и ассоциирование не­обходимой информации. Всякая информация, поступающая извне, оценивается под углом зрения задачи и привлекает к себе внимание постольку, поскольку оказывается полезной для ее решения. Сбор информации сопутст­вует всей процедуре проектирования. Каждый уровень решения проектной модели служит информацией для последующего этапа, да и каждый последующий этап проектирования требует для своего решения дополнительной информации.

Изучение программы проектирования. Про­граммное задание регламентирует и направля­ет деятельность студента.

Порядок изложения материала в програм­мах следующий:

Общие положения. Цели и задачи проектирования, исходя из назначения объекта, его практического и идей­ного содержания.

Состав и площади помещений. Назначение частей или групп помещений, перечень помещений, их размеры и площадь или норма площади на единицу вместимости.

Основные требования и исходные данные: 1) условия природного или городского ландшафта; 2) условия архи- тектурио-плаиировочиой организации; 3) требования к графику движения и к внутренним коммуникациям (тре­бования противопожарной безопасности и условия эва- В программах конкретизируются требова­ния по разделам комплексной разработки и дается ссылка на последующее сквозное ис­пользование проекта.

Состав проектных материалов и масштабы чертежей указываются раздельно для стадии эскиза и проекта. Устанавливаются контроль­ные стадии и сроки исполнения. Прилагается ситуация участка на геодезической подоснове.

Программа содержит исходные условия, которые нужно удовлетворить в проекте. Про­грамма охватывает общие правила и нормы проектирования, устанавливает функциональ­ное содержание и назначение проектируемого объекта, характеристику процесса, который должен быть в нем организован, и накладывает известные ограничения на направления поиска решения. Но остается неизвестным, как, каки­ми средствами должен быть обеспечен тре­буемый эффект, как должна быть построена объемно-пространственная структура, каков должен быть конструктивный замысел и како­ва будут композиция сооружения и его худо­жественный образ. Это определяется в твор­ческом акте архитектурного проектирования. В рамках программы существует широкий простор выбора средств и способов действий для проявления изобретательности и творче­ской фантазии.

Избирая линию развития программы, сту­дент должен реалистически подходить к трак­товке ее положений. Педагогу следует на под­готовительной стадии побуждать студента к изучению программы и индивидуальной ее интерпретации.

Вводная лекция. Вводная лекция по теме проектирования проводится для студентов кур­са я целом. Отбор излагаемого материала за­висит от того, прочитан ли студентами до этого курс типологии зданий и в какой степени тема­тика проекта отражена в учебниках. Вводная лекция имеет целью дать студентам сведения о наиболее существенных особенностях данно­го типа сооружения, содержит новейшую ин­формацию о тенденциях проектирования по­добных объектов, отражает развитие науки в данной области архитектуры. По объектам промышленной тематики лекция раскрывает специфику производственного процесса, зна­комит с современным технологическим обо­рудованием и основами целесообразного вы­бора конструкций.

В лекции излагаются предпосылки градо­строительного решения, главные и второсте­пенные функции, требования норм и правил проектирования и строительства. Лекция со­провождается показом типовых и экспери­ментальных проектов с их технико-экономиче­ской характеристикой. Демонстрируются нор­мали планировочных элементов, чертежи, фо­

тографии, используются диалроекционная ап­паратура и учебное кино.

Выдача задания. Беседа педагога со студщ, тами. Важная роль в подготовке студента к началу работы над темой принадлежит педа­гогу. Руководитель при выдаче задания зна­комит студента с содержанием программы выделяет наиболее существенные исходные данные; выявляет специфику процессов, кото­рые должны происходить в сооружении; фор­мулирует требования к отдельным элементам и группам помещений; иллюстрирует програм­му матрицами взаимодействия; выделяет проблемные положения и их аргументирует; рассматривает предлагаемые к проектирова­нию ситуации; знакомит студентов с методи­ческими материалами; указывает специальную литературу; сообщает студентам план работы над проектом по этапам и срокам.

Методические пособия и альбомы студен­ческих проектов рассматриваются в исследо­вательском и критическом плане.

Ознакомление с местом проектирования. Разбор ситуации, ее конкретных особенностей составляет важный этап предпроектного анали­за. Педагог, характеризуя окружение, отмеча­ет наиболее существенные признаки, которые могут оказать влияние на становление проект­ного замысла. При возможности следует ориентировать студента на ознакомление с местом в натуре. Изучение своеобразных осо­бенностей окружения — визуальный анализ опорных зданий, этажности сооружений, при­родных условий — служит предпосылкой ин­дивидуального решения. Так стимулируется познавательная активность обучающегося, со­здается «питательная среда» для формирова­ния концепции и начала творчества. Выдача задания превращается в беседу о перспективах совместной творческой работы.

Экскурсия. Посещение аналогичного объек­та служит вовлечению студента в работу над темой. Экскурсия досигает своей цели, если она проведена после вводной лекции, выдачи зада­ния и студенты столкнулись с первыми труд­ностями реализации программы. Назначение экскурсии — накопить зрительные впечатления от объекта в целом, от планировочной струк­туры, размеров помещений, технологического процесса и ознакомить с условиями эксплуа­тации.

return false">ссылка скрыта

Методические указания к программам на проектирование. Методические указания1 вы­даются одновременно с программами, пред­назначены для педагогов, а также для студен­тов с целью активизировать их творческую са­мостоятельность. Методические указания рас- крывают специфику задания, основные цели и задами проектирования; в них, не повторяя программы, излагаются: градостроительные

условия, функциональные взаимосвязи, кон­структивные требования, техническое оснаще­ние и освещение, композиция и художествен­ный образ, рабочий план проектирования и библиография. В методические указания по промышленным темам включены технологи­ческие схемы.

Изучение методических материалов кафед­ры. Работа студента с методическими мате­риалами позволяет войти в тему, критически оценить предыдущий опыт и получить стимул к началу творчества.

Экспозиция подлинных студенческих проек­тов из числа отобранных в методфонд и отме­ченных дипломами и грамотами служит про­фессиональной ориентации студентов, имеет целью познакомить их с образцовыми решени­ями, компоновкой и графическим исполнением проектов.

Эталоны проекта. На кафедре создаются эталоны, иллюстрирующие объем необходимо­го проектного материала по этапам премиро­вания и элементы комплексной разработки.

Методические разработки по узловым про­граммам курса а форме таблиц и альбомов содержат тщательно подобранные примеры из отечественного и зарубежного опыта. Фото­графии сопровождаются схемами, аннотация­ми, указанием авторов и источников.

Альбомы студенческих работ содержат вве­дение с характеристикой программы, ее целей и задач; проблематику проектирования и ме­тодические указания; систематизацию проек­тов на основе сравнительного анализа плани­ровочно-композиционных решений в виде фо­тографий с аннотациями.

Альбом перспективных решений знакомит с работами студентов, которые выполнены по договору о творческом содружестве с проект­ными и научно-исследовательскими института­ми (см. 6. 9).

Альбомы типовых проектов, каталоги и пла­нировочные нормали знакомят студентов с практикой реального проектирования и мето­дами применения.

Изучение специальной литературы. Допол­нительную информацию по теме студент по­лучает из специальной литературы, работа над которой требует от него особых навыков ана­лиза и художественного вкуса. Педагог обу­чает студента проблемно-ориентированной работе с литературой по архитектуре, показы­вает, как надо смотреть архитектурную книгу. Студент овладевает навыками работы с литера­турными источниками постепенно и в зависи­мости от стадии, в какой находится его собст­венный проект.

При просмотре литературы студент-архи­тектор выполняет наброски со ссылками на журнал или книгу, которые в процессе проекти­рования служат восстановлению в памяти по­дробностей. Этот процесс должен быть актив­ным и стимулировать мысль, творческое вооб­ражение и фантазию, для чего одновременно с просмотром литературы студент пытается наметить решение своей архитектурной идеи. Навык работы со специальной книгой должен достигнуть такого уровня, когда студент смо­жет привлекать материал, выходящий за рамки темы, исходя из понимания принципов и зако­номерностей структурообразования. В основе освоения материала должны лежать профес­сиональный критерий и формальный анализ. Работа над архитектурной книгой развивает способности понять замысел, образно-худо- жественный строй, язык, ведущую тему про­изведения. Отбор объектов свидетельствует о предпочтении одного решения другому, а от­бор — это уже творчество. Студент осваивает творчество ведущих мастеров. Опыт современ­ников и предшественников становится частью его образования, вырабатывается ценностная ориентация — уменье вычленить то, чем мож­но пренебречь и что соответствует его пред­ставлениям, устремлениям и эстетическим идеалам.

Внедрение технических средств информа­ции. Коммуникативные и изобразительно-вы­разительные возможности новых средств ин­формации — кино, диафильмов, телевидения, голографии, запоминающих информационных устройств — должны шире использоваться в структуре обучения архитектуре, обогащая лекцию визуальным компонентом.

Потенциал аудио-визуальных средств весь­ма велик: в них объединяются формы нагляд­ности — изобразительная, символическая, гра­фическая и звуковая. Специальные программы телепередач и киноочерки способны оказать методическую помощь проектированию, вос­создать в учебной аудитории атмосферу поис­ка, исследования и решения задач.

Для целей архитектурной информации на первом месте в учебном проектировании стоит показ слайдов. Эффективны кинофильмы, по­казывающие объект в натуре, раскрывающие процессы, происходящие в объекте, оборудо­вание, связи помещений с внешней средой, зе­ленью; особенно убедителен показ трансфор­мации помещений.

Учебные кинофильмы и серии слайдов рас­ширяют кругозор студента, приобщая его к материалу, который иначе не был бы ему до­ступен. Экранная информация в период пред- проектного этапа имеет своей целью дать по­знавательный материал; обеспечить предвари­тельное ознакомление с изучаемой информа- цией в готовом виде или по принципу проблем­ной задачи; направить усилия студентов на ак­тивные умственные действия и образное мыш­ление в последующем творческом поиске. Новые средства информации оказывают воз­действие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы деятельности студентов.

Применение запоминающих устройств свя­зано с потребностью максимально расширить получаемую информацию при минимуме за­трат времени.

Руководящая роль педагога от внедрения новых средств информации не умаляется. Наи­большая прочность освоения знаний достигает­ся при передаче одной и той же учебной ин­формации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и сло­весном.