МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Методика архитектурного проектирования исходит из анализа эффективных приемов и методов творческой деятельности. Архитектурное творчество опирается на эвристическое мышление. Эвристика1 использует некоторые приемы работы человека, решающего задачи при неполной текущей информации, когда прошлый опыт не содержит готовой схемы, пригодной для данных условий. Чтобы найти выход, человек должен создать новую стратегию деятельности, т. е. совершить акт творчества. Такую ситуацию называют проблемной, а психический процесс, с помощью которого вырабатывается новая стратегия и обнаруживается нечто новое, носит название продуктивного мышления или эвристической деятельности [161].При изучении архитектурного творчества применяют методы экспериментальной эвристики: исследование объективных материалов творческого процесса, изучение субъективных высказываний архитекторов о своей работе и непосредственные наблюдения за деятельностью архитектора, анкетирование; значительный материал дают наблюдения за учебным творческим процессом и др.Для изучения творческого мышления используется метод аналогий. Так сопоставляется ход обыденного мышления с творческим, и этапы мыслительных действий при решении элементарных задач переносят на творческий процесс (схема 3). Принимают за аналог процесс решения математических задач, ссылаясь на исследования Дж. Пойа [154]. Аналогию усматривают в результатах детального исследования сочинения фуги профессиональным музыкантом (Санчес и Рейтман). Протокольная запись создания фуги послужила основой анализа [165, с. 226].Мышление проектировщика можно охарактеризовать с трех позиций. По кибернетической терминологии творческое мышление архитектора принято обозначать как систему проектировщик — «черный ящик», внутреннее устройство которого остается неизвестным. Проектировщик способен получить на выходе решения, соответствующие поставленной задаче, хотя сам не всегда может объяснить ход решения. Вероятность получения решения задачи повышается при воздействии на входе предыдущих задач и прошлого опыта.В обучении мы судим о результатах переработки информации студентом по его проектному решению. Сложность установления закономерности психической деятельности студента не может служить аргументом для отказа от педагогического воздействия на формирование сознания студента. Одной из важнейших задач методики архитектурного проектирования является определение путей воздействия на творческое сознание студента в процессе работы над проектом.Формула, предложенная Дж. Джонсом, «проектировщик — прозрачный ящик» основана на представлении о проектировании как счетнорешающем устройстве [91, с. 63]. Такая модель проектировщика реальна при возможности расчленения задачи на отдельные части и решения ее последовательно или параллельно. Поведение проектировщика при этом строится логически (анализ — оценка по критериям). Такой формализованный процесс лежит вне класса творческих задач, поскольку «к последнему могут быть отнесены лишь те решения, которые принципиально не поддаются современному машинному моделированию» [151, с. 13].С позиций методики обучения заслуживает внимания третья характеристика мышления, данная Дж. Джонсом, «проектировщик как самоорганизующаяся система». Проектная деятельность при этом подходе подразделяется на два уровня — поиск решения и контроль (управление стратегией) [91, с. 69].