АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОФЕССИЯ

Архитектор – это высококвалифицированный специалист по проектированию объемно-предметной среды различных сфер жизнедеятельности человека, способный к ведению организационно – управленческой и научно – исследовательской деят-ти в этой области общественной практики. Бархин Б.Г.

Постановке архитектурного образования в нашей стране и задачи высшей архитек­турной школы предопределяются специфи­кой профессии архитектора и его творческой деятельности.

Содержание архитектурной профессии из­меняется с развитием общества, с повыше­нием эффективности общественного произ­водства, социально-экономическими преобра­зованиями, с ускорением перевода экономики на путь интенсивного развития, прогрессом культуры, науки и техники.

В этих условиях социальная значимость тру­да архитектора и его ответственность перед обществом возрастают. Деятельность архитек­тора направляется на решение главной гу­манистической цели — создание благоприят­ных условий для удовлетворения духовных и материальных потребностей советского че­ловека, гармоничного развития его как лич­ности.

Возникают тесные взаимосвязи между на­роднохозяйственным планированием, ка­питальным строительством, управлением раз­витием городов и поселков и архитектурным проектированием. Архитектура и строительст­во становятся одним из важнейших элемен­тов планирования и исходной базой долго­срочных программ развития и прогресса во всех областях народного хозяйства, науки и техники.

Цель архитектурного образования — в подготовке выпускника к активнрй творче­ской, познавательной, исследовательской и практической деятельности. Архитектурное образование должно исходить из специфики профессии архитектора и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и ор­ганизатора; архитектор отличается специ­фическим образным мышлением; инструмент деятельности архитектора — архитектурное проектирование, сложный вид деятельности на стыке науки, техники и искусства; архи­тектор редко работает в том материале, в котором реализуется его произведение, он использует специальный язык проектных чертежей, схем, таблиц, макетов, предписа­ний; в рамках разделения труда продукт деятельности архитектора — проект принци­пиально ориентирован на его реализацию — строительство объекта; архитектор, выбирая темы для своих произведений, выполняет социальный заказ; функцию реализации проек­та берет на себя общество.

Архитектор в соответствии с высокой степенью организации производства проектирует предприятия с благоприятными условиями труда.

Социальный и технический прогресс, воз­растающие материальные и духовные запросы общества предопределяют необходимость коренного улучшения жилищных условий на­селения, повышения качественного стандартжилой среды, разработки новых образцов жилища, приспособленных к специфическим условиям жаркого и холодного климата. Комплексная застройка жилых образований комфортабельными жилыми домами с но­выми типами квартир, с гибкой и трансфор­мируемой планировкой, рассчитанными на различный демографический состав населения, совершенствование систем зданий куль­турно-бытового, торгового, медицинского и учебно-воспитательного назначения, развитие типов домов с общественным обслуживанием составляют программу творческой деятель­ности значительного числа советских зодчих. Особое значение придается проектированию крупных объектов культуры, спорта, здравоохранения и отдыха.

Многосторонняя роль архитектуры в жизни общества будет не полностью раскрыта, если не подчеркнуть ее большое идейное, воспитательное значение как искусства. Организа­ция социальных процессов и общественных функций в целесообразной пространственной среде составляет главную задачу архитектуры и требует привлечения для ее осуществления конструктивных и технических средств. Техника, наука и искусство тесно переплетаются и сложно взаимодействуют при создании архитектурного произведения.

Архитектура, удовлетворяющая материаль­ные и духовные потребности общества, по­нимается как единство целесообразного и прекрасного. Идеологические и социальные воззрения архитектора, его пространственные, конструктивные и эстетические представления находят свое выражение в художественном формообразовании и стилистическом характе­ре архитектурного произведения. «Архитек­тор — это тот, кто занимается делами челове­ческими... Он дожен быть художником и поэтом и в то же время сведущим инже- нером>Л[179, 1965, № 5, с. 4]. Новый социаль­ный заказ, развитие науки и техники в области архитектуры и градостроительства, изменение социально-культурного содержа­ния этих сфер деятельности обусловливают изменения организации проектирования. Складываются новые формы творческой дея­тельности, получают опережающее развитие теория и методология архитектурного проек­тирования, включающие все новое в техни­ческом и культурном прогрессе.; Наука и ши­рокое гуманитарное образование становятся питательной средой для архитектурного твор­чества. Этим определяются узловые задачи по обучению и воспитанию архитектора,