АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АРХИТЕКТУРНАЯ ПРОФЕССИЯ
Архитектор – это высококвалифицированный специалист по проектированию объемно-предметной среды различных сфер жизнедеятельности человека, способный к ведению организационно – управленческой и научно – исследовательской деят-ти в этой области общественной практики. Бархин Б.Г.
Постановке архитектурного образования в нашей стране и задачи высшей архитектурной школы предопределяются спецификой профессии архитектора и его творческой деятельности.
Содержание архитектурной профессии изменяется с развитием общества, с повышением эффективности общественного производства, социально-экономическими преобразованиями, с ускорением перевода экономики на путь интенсивного развития, прогрессом культуры, науки и техники.
В этих условиях социальная значимость труда архитектора и его ответственность перед обществом возрастают. Деятельность архитектора направляется на решение главной гуманистической цели — создание благоприятных условий для удовлетворения духовных и материальных потребностей советского человека, гармоничного развития его как личности.
Возникают тесные взаимосвязи между народнохозяйственным планированием, капитальным строительством, управлением развитием городов и поселков и архитектурным проектированием. Архитектура и строительство становятся одним из важнейших элементов планирования и исходной базой долгосрочных программ развития и прогресса во всех областях народного хозяйства, науки и техники.
Цель архитектурного образования — в подготовке выпускника к активнрй творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности. Архитектурное образование должно исходить из специфики профессии архитектора и его творческого метода, который представляет собой синтез методов ученого, инженера, художника и организатора; архитектор отличается специфическим образным мышлением; инструмент деятельности архитектора — архитектурное проектирование, сложный вид деятельности на стыке науки, техники и искусства; архитектор редко работает в том материале, в котором реализуется его произведение, он использует специальный язык проектных чертежей, схем, таблиц, макетов, предписаний; в рамках разделения труда продукт деятельности архитектора — проект принципиально ориентирован на его реализацию — строительство объекта; архитектор, выбирая темы для своих произведений, выполняет социальный заказ; функцию реализации проекта берет на себя общество.
Архитектор в соответствии с высокой степенью организации производства проектирует предприятия с благоприятными условиями труда.
Социальный и технический прогресс, возрастающие материальные и духовные запросы общества предопределяют необходимость коренного улучшения жилищных условий населения, повышения качественного стандартжилой среды, разработки новых образцов жилища, приспособленных к специфическим условиям жаркого и холодного климата. Комплексная застройка жилых образований комфортабельными жилыми домами с новыми типами квартир, с гибкой и трансформируемой планировкой, рассчитанными на различный демографический состав населения, совершенствование систем зданий культурно-бытового, торгового, медицинского и учебно-воспитательного назначения, развитие типов домов с общественным обслуживанием составляют программу творческой деятельности значительного числа советских зодчих. Особое значение придается проектированию крупных объектов культуры, спорта, здравоохранения и отдыха.
Многосторонняя роль архитектуры в жизни общества будет не полностью раскрыта, если не подчеркнуть ее большое идейное, воспитательное значение как искусства. Организация социальных процессов и общественных функций в целесообразной пространственной среде составляет главную задачу архитектуры и требует привлечения для ее осуществления конструктивных и технических средств. Техника, наука и искусство тесно переплетаются и сложно взаимодействуют при создании архитектурного произведения.
Архитектура, удовлетворяющая материальные и духовные потребности общества, понимается как единство целесообразного и прекрасного. Идеологические и социальные воззрения архитектора, его пространственные, конструктивные и эстетические представления находят свое выражение в художественном формообразовании и стилистическом характере архитектурного произведения. «Архитектор — это тот, кто занимается делами человеческими... Он дожен быть художником и поэтом и в то же время сведущим инже- нером>Л[179, 1965, № 5, с. 4]. Новый социальный заказ, развитие науки и техники в области архитектуры и градостроительства, изменение социально-культурного содержания этих сфер деятельности обусловливают изменения организации проектирования. Складываются новые формы творческой деятельности, получают опережающее развитие теория и методология архитектурного проектирования, включающие все новое в техническом и культурном прогрессе.; Наука и широкое гуманитарное образование становятся питательной средой для архитектурного творчества. Этим определяются узловые задачи по обучению и воспитанию архитектора,