Анализ ассортимента и структуры производства и реализации продукции
Ассортимент– состав продукции по видам и наименованиям с указанием ее объема по каждому виду.Оценка выполнения плана по ассортименту каждого вида продукции и по предприятию в целом может осуществляться :
- по способу наименьшего процента ( выполнение плана определяется по наиболее низкому значению фактического показателя);
- по удельному весу в общем перечне изделий, по которым выполнен план выпуска;
- по среднему проценту как отношение общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к общему плановому выпуску продукции.
Фактический выпуск продукции против ее плановой величины по отдельным позициям ассортимента ведет к изменению структуры производства, т.е. изменению соотношения стоимости отдельных изделий в общей стоимости всего выпуска.При анализе ассортимента продукции необходимо выяснить, по какой причине план не выполнен и разработать мероприятия по обеспечению его выполнения.
Выполнение плана по структурепродукции имеет место, если в фактическом выпуске продукции сохраняются плановые соотношения выпуска
отдельных ее видов. Изменение структуры продукции влияет на многие экономические показатели предприятия, например материалоемкость и трудоемкость, себестоимость, прибыль и рентабельность. Расчет влияния изменения структуры выпуска на объем продукции проводится способом цепных подстановок.
где q - количество продукции определенного вида ,произведенной фактически (по плану);
d - удельный вес продукции определенного вида в общем выпуске фактически( по плану);
Ц – плановая цена единицы продукции;