Анализ спроса на продукцию

Спрос как экономическая категория отражает объем продукции, которая может быть реализована по установленной цене в пределах определенного времени на конкретном рынке сбыта. На уровень спроса влияют цена продукции, ее качество, покупательная способность потребителей и уровень цены на взаимозаменяемую продукцию, насыщенность рынка и процентные ставки по вкладам и т.д.Величина текущего спроса определяется как сумма товарной продукции, произведенной за данный период, разницы размеров импорта и экспорта за период и запасов продукции на начало и конец периода. Для расчета используются усредненные данные за предшествующие три года.

Влияние изменения цены на спрос оценивается при помощикоэффициента ценовой эластичностикак отношение процентного изменения количества спроса на определенную продукцию к процентному изменению цен на эту продукцию. Влияние уровня доходов потребителей продукции на спрос оценивается коэффициентом эластичности спроса по доходукак отношение процентного изменения количества спроса на определенную продукцию к процентному изменению доходов покупателей. Величина данных коэффициентов больше единицы характеризует спрос как эластичный, меньше единицы – неэластичный.

В условиях инфляции многие предприятия пытаются увеличивать прибыль не путем расширения объема продаж, а увеличением цены единицы продукции. Увеличение цены при снижении объема продаж прибыльно предприятию до тех пор, пока величина дополнительного дохода на единицу продукции больше величины дополнительных расходов на единицу продукции. В условиях динамичной рыночной экономики большое значение имеет прогнозирование спроса в зависимости от влияющих на него факторов с помощью математических методов.