понятие, виды, этапы и методы

 

Социология права не может существовать без эмпирической информации самого разного плана – о мнении избирателей, рейтинге государственных органов, семейном бюджете, количестве безработных, уровне преступности и т.д. Чтобы знать существо социально-правовых процессов, необходимо получать достоверную информацию. В социологии права источниками эмпирической информации являются социально-правовые исследования, а не только официальные статистические данные. Цель исследований – изучение правовой действительности, рассчитанное на получение теоре-тического знания и практическое решение социально-правовых проблем и осуществляе-мое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социально-правовой информации.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования, которые охватывают более широкий круг явлений и процессов и проводятся в смежных с социологией общественных науках (в политологии, правоведении, демографии и т.д.) с использованием специальной методологии и методики (Лапина, С.В. Социология права:ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. - Минск: ТетраСистемс, 2008. С.8). Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографи-ческих и др., т.е. наряду со специфическими предметами (экономика, политика) изучают социальный аспект – взаимодействие людей. Таким образом, социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук (социально-экономические, соци-ально-психологические, социально-правовые исследования).

Организованный процесс получения нового знания о правовых явлениях и процессах общественной жизни, в котором сочетаются разнообразные формы научного знания (проблемы, гипотезы, принципы, теории), составляет содержание социально-правового исследования. Итак, социально-правовое исследование представляет собой сложный познавательный акт, т.е. систему последовательных методологических и организационно-технических процедур, направленных на изучение процессов формирования и реального действия права, его воплощения в конкретных правоотношениях, поведении и поступках граждан и иных лиц.

Объектом социально-правовых исследований выступает деятельность людей в правовой сфере, а ее составными частями выступают правотворческая и право-применительная деятельность государства и его органов, в которой активное участие принимают граждане, их коллективное образования и иные субъекты гражданского общества. Данные исследования проводятся прежде всего с целью обеспечения общей теории права или отраслевых юридических наук объективными сведениями, фактами о том, каким образом государство и общество осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений, какими способами обеспечивается реальное действие права и какие конкретно результаты получаются в итоге этой деятельности. В ходе исследований ставится задача определить, складывается ли в обществе, государстве стабильный правопорядок, либо правовая практика характеризуется значительным числом разного рода правонарушений, стремлением граждан и иных членов общества вступать в отношения в обход правовых норм, установленных государством, либо вовсе совершать правонарушения. Глубокое и полное знание правовой действительности является необходимым условием успешного развития правовой науки, а эмпирические знания выступают в роли свидетельств истинности теоретических знаний либо устанавливают их пробелы и неполноту (Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. - М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. С. 280).

Социально-правовые исследования в своей совокупности образуют сложную, неоднородную и многоуровневую структуру. Возможны разнообразные подходы к выделению различных видов социально-правовых исследований. Эти подходы и стоящие за ними типологические схемы опираются на разные классификационные критерии, поэтому можно выделять теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные, комплексные, программно-целевые, региональные, а также основные и вспомогательные, монографические, прогностические и другие виды исследований (Лапина, С.В. Социология права:ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. - Минск: ТетраСистемс, 2008. С. 116-117).

В общем виде социально-правовое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование.

Первая стадиясобственно методологическая – связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения общенаучных принципов или методов.

Вторая стадияэмпирическая – связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социально-правовой информации, ее обработка и анализ.

Третья стадиятеоретическая – связана с получением теоретического знания, например, построением типологии, формированием и развитием социально-правовых теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования (Социология. Основы общей теории: учебник / Г.В. Осипов и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Норма, 2008. С. 107).

 

Нас в первую очередь интересуют прикладные социально-правовые исследования, ориентированные на практическое решение социально-правовых проблем, поскольку «роль социологии права в совершенствовании правотворческой и правоприменительной практики может быть реализована путем прикладных исследований» (Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.307), которая представляет собой своеобразную «социальную инженерию». В рамках социологии права в настоящее время складывается два основных прикладных направления социально-правовых исследований:

1) социологическое обеспечение законотворчества (законодательная социология);

2) социологическое обеспечение правоприменительной деятельности (социология правоприменения и как ее разновидность – судебная социология).

В соответствии с тремя структурными компонентами (частями) предмета социологии права можно также говорить об исследованиях социальной обусловленности правовых норм, социальном механизме действия права и об исследованиях социальных последствий действия права. Вместе с тем не следует забывать о перспективе развития таких направлений, как социология правовой культуры, социология правового поведения личности.

 

Социологические и социально-правовые теории по их ориентации разграничивают на фундаментальные и прикладные.Фундаментальные ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Прикладные теории ориентированы на поиски средств для достижения намеченных практических целей, путей и способов использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Они прямо отвечают на вопрос: «Для чего?» (для социального развития, совершенствования законодательства и т.д.). Прикладной характер социально-правовых теорий определяется тем вкладом, который они вносят в теории, прямо связанные с решением задач социально-правового развития.

return false">ссылка скрыта

В принципе, деление теорий на фундаментальные и прикладные достаточно условно, поскольку любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. Например, конкретная практика применения законода-тельства несомненно влияет и на развитие фундаментальных теорий правоведения (Социология. Основы общей теории: учебник / Г.В. Осипов и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Норма, 2008. С. 113-114).

 

Основная задача, стоящая перед социологией права, заключается в разработке юри-дико-социологических концепций (теории социальной обусловленности права, эффективности законодательства и т.д.), конкретизирующих фундаментальное правовое и социологическое знание применительно к эмпирическим исследованиям по социологичес-кому обеспечению законодательной деятельности. На базе этих исследований необходимо сформировать законодательную социологию как комплекс теоретических и эмпиричес-ких исследований юридико-социологического профиля, направленных на социологичес-кое обеспечение законотворчества. Для организации социологического обеспечения законотворчества было бы целесообразно сформировать в структурах секретариатов палат Парламента Республики Беларусь социологические подразделения, которые занимались бы организацией взаимодействия комиссий законодательного органа с социологическими центрами, имеющими серьезную научную репутацию, а также оказанием помощи депута-там и членам Совета Республики при формулировании заказов на проведение социально-правовых исследований по тому или иному законопроекту, подбором исполнителей для выполнения этих заказов и проведением независимых экспертиз качества и достоверности получаемой социологической информации.

 

Законотворческий процесс (а если рассматривать шире, то правообразующийпро-цесс) состоит из ряда этапов, каждый из которых требует социологического обеспечения. Назовем лишь некоторые из них:

прогнозирование потребности в правовом регулировании,

разработка концепции нормативно-правового акта или правовой нормы,

согласование различных социальных интересов на базе правообразующего интереса,

общественное обсуждение законопроекта,

изучение эффективности принятого акта и т.д.

 

Особого внимания заслуживают соответственно организационные проблемы социо-логического обеспечения законотворческой деятельности. Каждый из указанных этапов состоит из стадий, которые также необходимо обеспечивать социально-правовыми исследованиями.

В качестве примера рассмотрим такой этап, как прогнозирование потребности в правовом регулировании, а точнее, его разновидность прогнозирование последствий принятия нормативно-правового акта, которое охватывает не только правоустановитель-ный, но и правореализующий процессы. Если же прогнозирование последствий принятия акта рассматривать в рамках законодательной социологии, то следует исследовать проблему на следующих стадиях нормотворческого процесса:

планирования подготовки проекта нормативного правового акта;

нормотворческой инициативы;

подготовки проекта нормативного правового акта;

принятия (издания) нормативного правового акта.

В белорусском законодательстве определены общие подходы к осуществлению прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов. Среди нормативно-правовых актов, регламентирующих в той или иной степени вопросы прогнозирования, следует выделить Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359. Указанные акты законодательства содержат лишь общие подходы к осуществлению прогнозирования, но вместе с тем позволяют на их основе углублять и детализировать правовое регулирование в сфере прогнозирования последст-вий.

Цель прогнозирования последствий принятия акта повышение эффективности действия нормативных правовых актов и совершенствование порядка планирования ихподготовки. Прогнозированию последствий принятия акта, как правило, должно предшествовать осуществление ряда подготовительных мероприятий, к числу которых относится сбор и анализ материалов, необходимых для прогнозирования последствий принятия акта. Необходимая для этого информация может быть получена из различных источников:

запросов, направленных в государственные органы (организации), которые осущест-вляют правовое регулирование определенной сферы общественных отношений либо осуществляют применение на практике положений того или иного нормативного правового акта;

материалов судебной, прокурорской и иной правоприменительной практики в той области, в которой осуществляется прогнозирование последствий;

научных публикаций по вопросам прогнозирования последствий, материалов научно-практических семинаров, конференций и совещаний;

публикаций в средствах массовой информации, а также научных публикаций по вопросам прогнозирования последствий;

социологических исследований;

статистической информации;

иных источников по усмотрению субъекта, осуществляющего прогнозирование последствий принятия акта.

Прогнозирование последствий невозможно без применения определенных методов, в частности, таких как:

экспертная оценка;

сравнительно-правовое исследование;

апробация;

моделирование;

эксперимент.

 

Результаты, полученные в ходе прогнозирования последствий, анализируются и служат основанием для принятия одного из следующих решений:

необходима подготовка предложений по доработке проекта нормативного правового акта, в том числе путем подготовки новой редакции отдельных норм, глав, разделов и иных структурных элементов проекта;

целесообразна подготовка альтернативного проекта нормативного правового акта, который позволит более полно и эффективно обеспечить правовое регулирование данной сферы общественных отношений;

необходимо принятие мер по устранению факторов, которые предположительно будут оказывать негативное влияние на применение норм проекта нормативного право-вого акта, либо активизация действия положительных факторов;

нецелесообразно принятие акта, в связи с отсутствием необходимости или возмож-ности правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений (Кулеш, Н.Н. Методические рекомендации по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов важный этап в повышении эффективности нормотворческого процесса /Н.Н. Кулеш // Прогнозирование последствий принятия нормативных актов и анализ правоприменительной практики: Сборник материалов. Мн.: ОДО «НоваПринт», 2005 С. 102-103,107).

 

Нами рассмотрена важная, но лишь одна из ряда стадий законодательной социологии, анализ которой с позиций социально-правового исследования в складывающейся ситуации подсказывает, что проблему социологического обоснования законопроектов необходимо решать в контексте совершенствования подходов к организации научного обеспечения законотворчества в целом.

 

Если говорить о судебной социологии, получившей развитие в странах англосаксон-ской правовой системы, то основное внимание в рамках проводимых здесь исследований уделяется изучению факторов, влияющих на эффективность правосудия (вопросы законности и обоснованности судебного решения, проблема независимости судебной власти, доступность к правосудию и т.д.).

 

Любое социально-правовое исследование предусматривает наличие методологии, методики, техники и процедуры. Оно может быть представлено как совокупность некоторых теоретических постулатов, концептуальных моделей, методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социально-правовых фактах поведении индивидов и социальных групп, их оценках, суждениях и мнениях.

Социально-правовое исследование представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:

разработка программы исследования (подготовительный этап);

сбор первичной социально-правовой информации;

обработка полученных данных;

анализ и обобщение полученной информации;

подготовка отчета о результатах исследования.

 

Разработка программы является одним из решающих элементов социально-правового исследования. Программа исследования это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания она выполняет в социально-правовом исследовании три основных функции:

методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов ис-следования);

методическую (разработка общего логического плана и инструментария исследова-ния);

организационную (определение характера и структуры, разделение труда при прове-дении работ, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследова-ния).

Структура программы включает два основных раздела методологический и методический (методико-процедурный).

Методологический раздел программы социально-правового исследования должен включать в себя следующие компоненты:

формирование проблемной ситуации и научной проблемы;

определение целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследо-вания;

интерпретация основных понятий;

предварительный системный анализ объектов исследования;

выдвижение гипотез.

Например, что касается предмета исследования, то ошибкой было бы понимать его как сторону объекта, которая фиксируется и изучается в исследовании. На самом деле, в объекте предмета нет, точнее, их (предметов) может быть столько, сколько предлагается разных познавательных схем. Предмет создается исследователем на основе методо-логической эвристики, представляющей собой аппроксимацию уже имеющегося знания для получения нового. Это то, что называется «теория на входе». В предмет исследования могут включаться идеализированные объекты, а также ненаблюдаемые явления и латентные факторы. Данный принцип должен помочь отделить существенное (значимое) от несущественного, усилить его и сделать основополагающим в предмете исследования. «Таким образом, для объяснения методологии эмпирического исследования, следует привести основные положения «теории на входе» и те принципы, которые использовались при выделении объекта и конструировании предмета исследования» (Шавель, С.А. Методологическая представленность эмпирических социологических исследований / С.А. Шавель // Социальное знание и белорусское общество: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск. 3-4 декабря 2009 г. - Минск «Право и экономика». С. 97).

Методический раздел программы предусматривает:

обоснование, расчет и планирование размещения выборки;

разработку основных процедур сбора и анализа данных;

формирование стратегического плана исследования.

То есть методический (методико-организационный) раздел программы состоит из следующих компонентов:

разработка стратегического плана исследования;

выбор исследовательской стратегии;

обоснование и формирование выборки;

разработка методического инструментария исследования;

формирование организационного плана.

 

Вопросы структуры программы исследования, их компоненты, как правило, довольно полно рассматриваются в учебниках и учебных пособиях по социологии и социологии права (Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. - М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. С. 300-320), поэтому ограничимся лишь освещением основных элементов данной программы.

 

Социально-правовое исследование начинается с постановки проблемы. Различают две стороны исследовательской проблемы гносеологическую и социологическую (предмет-ную). Если социологическую сторону проблемы составляют реальные социальные протии-воречия, требующие своего практического разрешения, то гносеологическая отражает определенное противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то прак-тических или теоретических действиях и незнанием методов, способов реализации этих действий, поскольку отсутствуют знания законов тех объектов, которыми приходится оперировать. Определение проблемы исследования это сложный процесс, который начинается с общей постановки вопроса, но требует конкретизации содержания пробле-мы, что позволяет исследователю предложить более обоснованные конкретные и действенные рекомендации по ее практическому решению. Так, исследование проблемы эффективности правосудия конкретизируется изучением факторов, влияющих на качество правосудия, а последняя детализируется в свою очередь, например, проблемой независи-мости судебной власти от внешнего давления и т.д.

Цель социально-правового исследования предопределяет его ориентацию теоретичес-кую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Если цели социально-правового исследование недостаточно ясны ученым или представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социально-правовое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатыва-ется система основных и неосновных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредст-венно с данной проблемой.

При теоретической или прикладной ориентации социально-правового исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Если основная цель исследования теоретическая, то основное внимание уделяется теоретико-методологическим задачам. При решении прикладных задач изначально известен конкретный объект изучения. Прикладной вариант предполагает выработку практических рекомендаций. Например, если целью, задачей исследования является выявление отношения населения к тому или иному закону, то цель носит, прежде всего, прикладной характер, хотя не исключается теоретическая составляющая, если требуется разработка иной концепции закона.

Постановка проблемы исследования тесно связана с определением его объекта и предмета. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя, т.е. определенную общность, группу людей либо социальный процесс, явление. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самими исследователем. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Так, независимость судебной власти будет являться объектом исследования, а, например, коррупционное давление следует рассматривать, если оно подлежит изучению, предметом исследования.

Одним из разделов программы исследования предполагается работа по интерпретации основных понятий, т.е. четко, ясно и точно указать, что понимается в исследовании под важнейшими терминами и понятиями. Как известно, в юриспруденции требуется строгость и единообразие ключевых категорий и терминов, выработка единых для отрасли права, законодательства дефиниций, чего, к сожалению, до сих пор не достигла ни одна отрасль права. Поэтому тот же термин «коррупция», если его содержание не определено законодательством потребует теоретической и эмпирической интерпретации.

Уточнив смысл используемых понятий и категорий, исследователь переходит к предварительному системному описанию предмета изучения. Системный подход предполагает рассмотрение социальных объектов как целостных явлений, состоящих из отдельных элементов, взаимодействие которых ведет к появлению специфических системных качеств объекта и образует его внутреннюю структуру.

В социально-правовом исследовании гипотеза представляет собой логически обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социально-правовыми явлениями. Она является итогом научных поисков, связанных с постановкой и обоснованием проблемы, определением предмета и задач исследования, эмпирической интерпретацией основных понятий, предварительным системным описанием объекта изучения. Таким образом, гипотеза является главным методологическим элементом исследования, позволяющим предположить возможные ответы на поставленные вопросы. Примером выдвижения гипотез может служить социально-правовое исследование проблемы эффективности правосудия. Основная гипотеза здесь основывается на предположении о законности и обоснованности разрешения конкретных дел. Но нужно помнить, что методологическими основаниями исследования права как социального феномена являются признание существующих различий между позитивным правом и фактическими общественными отношениями и соответственно возможная «патология права» (дисфункция права), когда в силу тех или иных обстоятельств объективного и субъективного порядка «правовые установки могут не выполнять свои функции, более того они могут дезорганизовывать общественные связи, если не соответствуют реальности» (Лапина, С.В. Социология права:ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. - Минск: ТетраСистемс, 2008. С. 9).

 

Здесь важно помнить, что любой закон или закономерность, открытые в естество-знании, это событие огромного значения, которое нередко оказывает огромное влияние на всю технологию современного производства, улучшению качества выпускаемой продукции, т.е. имеет большое социальное значение. Открытие данных законов это результат наблюдений, экспериментов и обобщения огромного практического опыта. Намного серьезнее обстоит дело с практическими рекомендациями ученых, в том числе и юристов, которые затрагивают интересы и судьбы многих миллионов людей. Таких рекомендаций, которые преподносились и преподносятся общественному мнению от имени науки, великое множество. Нередко авторы этих практических рекомендаций, гипотез предлагают решать социальные проблемы за счет народа. Поэтому необходимо, чтобы ученые были глубоко проникнуты идеей своей социальной ответственности, а идея построения правового государства, выдвинутая в теории, не обернулась бесправием и анархией на практике (Социология. Основы общей теории: учебник / Г.В. Осипов и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Норма, 2008 С. 155).

 

Выдвижением гипотез завершается методологический раздел программы социально-правового исследования. Дальнейшая работа исследователя сосредотачивается на вопро-сах процедуры и техники (методико-организационный раздел).

Данный раздел включает детально разработанные анкеты, вопросники для интервью, бланки наблюдения, документы, а также всесторонне обоснованные расчеты выборки. Ранее нами отмечалось, что понятие «методика» в большей мере раскрывает приемы техники сбора данных, в отличие от термина «метод». В социологической литературе под методикой понимается совокупность методов или методических приемов, поэтому нередко методы установления конкретных социальных фактов (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) включают в методический раздел программы исследо-вания. К числу методик, технических приемов можно отнести приемы проверки данных на обоснованность и надежность, различные виды измерения характеристик, приемы статистики и расчета выборки. Данный раздел программы не должен сводиться к простому перечню этих приемов. «Важно добиться такой ситуации, когда интерпретиро-ванные понятия и выдвинутые гипотетические предположения находились бы в неразрыв-ном единстве со способами сбора данных и их отработки. Это предполагает своеобразную «привязку» определенных методических и технических приемов получения информации к соответствующим доказываемым гипотезам» (Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. - М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. С. 319).

Таким образом, методологию социологии права как целостную систему образуют находясь между собой во взаимосвязи:

методы сбора эмпирической информации (наблюдение, анкетирование, тесты и др.);

методы обобщения (сравнительно-правовой, статистический анализ, моделирова-ние и т.д.);

общие логические методы (индукция, синтез, аналогия анализа и др.);

методы системных исследований (системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному).

Наука о совокупности (системе) указанных методов позволяет раскрыть предмет социологии права во всей его полноте и всесторонности.

 

 

Основная литература по теме:

 

 

Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М. 1999. 576 с.

 

Грицанов, А.А. Методология / А.А. Грицанов // Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абущенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.Мн.:Книжный Дом, 2003. 1312 с.

 

Шавель, С.А. Методологическая представленность эмпирических социологических исследований / С.А. Шавель // Социальное знание и белорусское общество: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск. 3-4 декабря 2009 г. Минск «Право и экономика». С. 90-97.

 

Тарасов, Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) / Н.Н. Тарасов // Правоведение. 2001. № 1. С. 31-50.

 

Проблемы теории государства и права: учебник / T.B. Кашанина и др.; под ред. В.М. Сырых. М.:Эксмо, 2008. - 528 с.

 

Демидов, А.И. О методологической ситуации в правоведении / А.И. Демидов // Правоведение. - 2001. - № 4. С. 14-22.

 

Лукич, Р. Методология права / Р. Лукич. М.: Прогресс, 1981. 304 с.

 

Елсуков, А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков. Мн.:ТетраСистемс, 1999. 128 с.

 

Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.-336 с.

 

Бачинин, В.А. Энциклопедия философии и социологии права / В.А. Бачинин. СПб.:Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 1093 с.

 

Общая теория права:Учебник / Ю.А. Дмитриев и др.;под общ. ред. А.С. Пиголкина. М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. 384 с.

 

Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Т.Н. Байтин и др.; отв. ред. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. - М.: «Зерцало», 1998.416 с.

 

Лапина, С.В. Социология права:ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. Минск:ТетраСистемс, 2008. 144 с.

Социология права: учеб пособие / В.В. Глазырин и др.; под ред. В.М. Сырых. М.:Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. 480 с.

 

Социология. Основы общей теории: учебник / Г.В. Осипов и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд., испр. и доп. М: Норма, 2008. 912 с.

 

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-3 // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 2000. № 5. Ст. 40; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 7. 2/830; 2004.№175.2/1070.

 

О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 августа 2003 г., № 359 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 92. 1/4856.

 

Кулеш, Н.Н. Методические рекомендации по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов важный этап в повышении эффективности нормотворческого процесса /Н.Н. Кулеш // Прогнозирование последствий принятия нормативных актов и анализ правоприменительной практики:Сборник материалов. Мн.:ОДО «НоваПринт», 2005. С. 98-107.