Тема: Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
Содержание теоретического модуля № 5:
Теория развития личности (краткий обзор). Факторы развития личности: роль наследственности, влияние среды, воспитания и активности на развитие личности. Движущие силы развития личности. Развитие личности в физическом, физиологическом, психическом и социальном направлениях.
По итогам изучения модулей студенты должны знать:
•понятийный аппарат темы;
•сущность основных теорий развития личности;
•факторы, влияющие на развитие личности;
•движущие силы развития личности;
•характеристику основных периодов развития человека.
По итогам изучения модулей студенты должны уметь:
•выделять признаки, изученных педагогических понятий;
•анализировать степень влияния различных факторов на развитие личности;
•выделять возможные противоречия, возникающие в процессе развития личности;
•моделировать возможные пути решения противоречий, возникающих в педагогическом процессе;
•анализировать особенности различных направлений развития личности;
•использовать диагностические методики определения уровня развития личности;
•использовать теоретические знания для решения педагогических задач и проведения микроисследований.
Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля
1.Осмыслить информационный блок № 1, приготовиться к педагогическому диктанту: «Понятийный аппарат темы».
2.Приготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока № 2 (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые 3 вопроса из данного блока: 1 репродуктивный, 1 проблемный и 1 творческий; ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).
3.Выбрать одну из тем самостоятельной работы, выполнить задания по выбранной теме и приготовиться к презентации результатов работы в группе (при самостоятельном изучении темы студент выбирает тему, задания выполняет в письменном виде и сдает на проверку преподавателю).
Информационный блок № 1
План рассмотрения теоретических вопросов:
1.Основные положения теорий развития личности (краткий обзор): психодинамическая, психоаналитическая, индивидуальная, поведенческая, гуманистическая, когнитивная, деятельностная, диспозиционная.
2.Биологические и социальные факторы развития личности: роль наследственности; влияние среды; роль воспитания, влияние и механизмы воздействия в воспитании.
3.Движущие силы и направления развития личности. Изменения личности в процессе развития.
Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата темы.