Доброта и почтительность к ним

 

Одной из самых замечательных качеств мусульманки, яв­ляется доброе, любовное отношение к своим родителям, посто­янное совершение благодеяния по отношению к ним. Во многих местах Книги Аллаха и сунны Его пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, прямо и со всей убедительностью подчеркивается, что ислам настойчиво прививает именно такое отношение к своим родителям. Каждая мусульманка внимательно изучает эти высокие нравственные нормы, основанные на предписаниях Священного Корана и сун­ны, и делает все от нее зависящее, чтобы выполнять предусмот­ренные ими установления и наставления, спешит проявлять их в деле при любых обстоятельствах и условиях, независимо от то­го, как в данный момент складываются у нее отношения со сво­ими родителями.

Постоянно читая вслух Книгу Аллаха, мусульманка глубо­ко усвоила, что Всевышний высоко поднял и подчеркнул авто­ритет родителей, оказал им такой почет и уважение, которые люди не знали до возникновения ислама. Можно без пре­увеличения сказать, что значение добродетельного отно­шения к родителям следует после значимости веры в Ал­лаха и поклонения Ему.

Во многих айатах Священной Книги соискание благорас­положения, благоволения родителей по своему значению ста­вятся после соискания благорасположения и благоволения Ал­лаха. В них подчеркивается, что ихсан (благодеяние) в отноше­ние родителей является важнейшим достоинством, доброде­тельным качеством после веры в Аллаха:

«Поклоняйтесь Аллаху н не придавайте Ему никого в со­товарищи, а родителям делайте добро». (4;36)

Отсюда мы и видим, что мусульманская девушка, глубоко осознавшая установления своего вероучения о том, как надо ид­ти истинным путем - самая почитающая своих родителей по сравнению с другими девушками, не исповедующими это веро­учение. Такая почтительность нисколько не уменьшается, когда она переходит в супружеское гнездо и начинает, растить и вос­питывать детей, т.е. когда начинает новый этап своей жизни, ибо она переносится в совершенно иную обстановку - в новый для нес мир, независимый от родителей, увлекательный и заполнен­ный новыми заботами и хлопотами. Несмотря на смену обста­новки и возникшие заботы, по-прежнему проявляет почтитель­ность своим родителям, заботится о них, творит для них благо и так на протяжении всей своей жизни. Поступая таким образом, она следует установлениям Благородного Корана о том, как ид­ти всю жизнь по правильному пути, в т.ч. и как почитать роди­телей, особенно, когда у них наступает старость и они на­чинают страдать от немощи. В это время они особенно нуждаются в добром расположении духа, сострадатель­ной улыбке и добром слове:

«Господь твой повелел вам поклоняться только Ему одно­му, делать добро родителям, если один из них при тебе, или оба, достигли престарелости, не говори им «уф», не кричи на них, а говори с ними почтительно. Прикрывай их крылом сердечной ласковости, говори: «Господь! Будь милостив к ним: ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким». (17;23-24)

Благочестивая мусульманка с удовольствием воспринимает эти прекрасные божественные установления каждый раз, как читает айаты, в которых говорится об отношении к родителям. И она проявляет еще большую почтительность, доброде­тельность и услужливость к ним, всячески стремясь к то­му, чтобы они были довольны ею. Повторимся и скажем, несмотря на то, что у нее есть заботы и хлопоты, связан­ные с мужем, домом, детьми:

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему никого в со­товарищи, а родителям делайте добро». (4;36)

«Мы заповедали человеку быть добрым к своим родителям». (29;8)

«Мы дали человеку заповедь в отношении к своим родите­лям. Мать, нося его в чреве терпит изнеможение за изнеможени­ем и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодарен Мне и своим родителям».(31; 14)

Вдумчивый читатель найдет в славных хадисах много сле­дующих одно за другим благородных знамений, в которых под­черкивается и подтверждается как высоко достоинство и высока заслуга почтения к родителям. В них также содержится предо­стережение о недопустимости непослушания, непокорности, не­почтительности по отношению к ним или причинения зла при любых обстоятельствах, какие могут быть в жизни.

Со слов Абдаллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, нам известно, что он спросил пророка, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Какое дело Ал­лаху любо больше всего?» Он ответил: «Совершение молитвы в предписанное время». Абдалла опять спрашивает: «А после мо­литвы?» Он сказал: «Почтительное отношение к родителям». Абдалла еще спросил: «А потом?» Он ответил: «Борьба за веру - джихад».

Посланник, поставил почтительное отношение к родите­лям в один ряд с важнейшими делами мусульманина - соверше­ние молитвы в предписанное время и борьба на пути Аллаха. Причем поставил при перечислении между ними. Вдумайтесь в это! Молитва - один из столпов, основных обязательных поло­жений веры в Аллаха. А джихад - одна из почетнейших обязан­ностей в исламе. Вот какое высокое, почетное место определил посланник почетному отношению к родителям!

Аль-Бухари и Муслим передают: «Пришел один человек и попросил у посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, разрешения участвовать в джихаде». Благородный посланник спрашивает: «Твои родители живы?» Тот отвечает: «Да». Он и говорит: «Забота о них - твое участие в джихаде».

Благородный посланник, будучи и предводителем войска, формировал свою армию. И тем не менее он своим нежным, человеколюбивым сердцем не преминул вспомнить, что роди­тели этого добровольца уже слабы здоровьем и очень нужда­ются в том, чтобы сын был с ними. Поэтому он отклонил его просьбу, обратил его внимание на необходимость заботиться о своих родителях и ухаживать за ними. Конечно же, в то же са­мое время ему была нужна каждая активная рука, действующая саблей. Но он, да будет над ним благословение Аллаха, исхо­дил из важности заботы о родителях и ухода за ними, чтобы у них все было хорошо. Он руководствовался при этом взвешен­ной, учитывающей все аспекты, целостностной уникальной в своем роде методологией ислама, которую предначертал Аллах для счастья человека.

Случай с Джурайджом аль-Аабид в высшей степени по­учительный и назидательный в том, что касается почитания ро­дителей и повиновения им. Как раз когда он совершал молитву, к нему обратилась его мать. Он сказал: «О, Аллах! Как быть, мать обратилась, когда я молюсь!» Он выбрал, что надо продолжать молитву. Она опять обратилась. Джурайдж не отозвался и продолжал молиться. Она третий раз обратилась, но он опять не отозвался. Тогда она прокляла его, чтобы Аллах не поразил его смертью до тех пор , пока не покажет ему лики распутниц. Од­на распутница совершила прелюбодеяние с пастухом и забере­менела от него. Когда она забеспокоилась из боязни, что все это выяснится и она будет опозорена, пастух ей сказал: «Если тебя спросят, кто отец ребенка, то скажи, что Джурайдж аль-Аабид». Она так и сделала. Люди возмутились и стали крушить обитель Джурайджа. Местный правитель повелел ему придти на пло­щадь. По дороге он вспомнил проклятие матери и улыбнулся. Когда ему было определено наказание, он попросил отсрочку и когда время истекло, сделав два раката (коленопреклонения). За­тем попросил, чтобы привели мальчика и шепотом на ушко спросил: «Кто твой отец?» Тот ответил: «Пастух такой-то». Люди приветствовали, возглашали такую новость, прославляли Аллаха и сказали: «Мы реабилитируем тебя и построим тебе обитель из серебра и золота» Он ответил: «Нет. Я хочу восстановить её».

В хадисе, который рассказал аль-Бухари, пророк, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: «Если бы Джурайдж был сведущим, то он бы знал, что его ответ матери был бы повиновением и поклонением своему Господу». На основе этого высказывания мусульманские законоведы счи­тают, что если человек совершает молитву, но не каноническую, а дополнительную, добровольную, и в это время к нему обращается мать или отец, то он должен прервать молит­ву и отозваться.

Необходимость почтительного отношения к родителям глубоко запал в души мусульман и мусульманок. И они всегда проявляли в этом усердие при жизни родителей, а после их смерти всегда почитали память. В хадисах и других преданиях об этом говорится много. Вот один пример. Одна женщина при­шла из Джухайны к пророку, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, и говорит: «Моя мать дала обет совершить хадж, но так и не сделала его, умерла. Можно ли мне за не совершить хадж?» Он ответил: «Да. Соверши за нее. Вот смотри, если бы твоя мать задолжала кому-нибудь, ведь ты бы вернула этот долг? Так решено Аллахом. А Аллах - самый вер­ный исполнитель данного обязательства».