Преимущества и недостатки методов опроса и интервьюирования
Метод | Преимущества | Недостатки |
1. В личной беседе | Небольшие затраты времени. Возможность наблюдения за реакцией интервьюируемого. Относительно невысокая стоимость. Интервьюирующий может объяснить вопрос. | Нужны специалисты со знанием психологии. Ограниченность по объему вопросов и численности интервьюируемых. Сложность в обработке информации. Охват небольших территорий. |
2. По телефону | Небольшие затраты времени. Относительно невысокая стоимость. Охват больших территорий. | Ограничения по объему вопросов. Отсутствие контроля за достоверностью информации. Сложность в компоновке ответов. Субъективные факторы, например, нежелание давать интервью, вести разговор. |
3. По почте (в письменном виде) | Широкий охват аудитории. Возможность компьютерной обработки информации. Представительность выборки. Возможность контроля достоверности ответов. | Большие затраты времени. Относительно дорогой. Требует профессиональной подготовки анкеты. Не все вопросы анкеты могут быть понятны респонденту. |
4. С использованием Интернет и E-mail | Широкий охват аудитории, невысокая стоимость, охват больших территорий, возможность компьютерной обработки информации, скорость получения информации | Неопределенность целевой аудитории, ограничения по количеству вопросов, отсутствие контроля за достоверностью информации |
По способу контакта с респондентами (представителями целевой аудитории исследования) среди количественных методов можно выделить личные интервью, телефонные интервью, анкетирование на самозаполнение, Интернет-опросы и почтовые опросы. Последний метод применяется на практике все реже и реже, в то время как использование Интернет-опросов постоянно расширяется.
Интернет - опросы позволяют быстро получать информацию от респондентов по широкому кругу вопросов, однако имеют существенные ограничения в применении вследствие сложности оценки степени репрезентативности выборки и возможности экстраполяции полученных данных на генеральную совокупность.
Личные интервью предполагают опрос респондентов специально подготовленными интервьюерами по заранее подготовленной структурированной анкете. Личные интервью могут реализовываться в виде домашних визитов, уличных опросов и опросов в местах продаж, холл-тестов. Личные интервью позволяют изучить мнение целевой аудитории по широкому кругу вопросов, незаменимы при необходимости выбора определенного варианта названия торговой марки, дизайна упаковки, рекламных материалов, оптимальной рецептуры продукции и т.п., так как позволяют демонстрировать различные стимулирующие материалы.
Домашние визиты позволяют проводить более длительные по времени опросы, позволяют проводить тестирование продукции в естественных для респондента условиях. В последнее время домашние визиты применяются все реже и реже в связи с технической сложностью организации опроса и существенной стоимостью. В настоящее время домашние визиты применяются только в случае если использование других методов невозможно, например, для оценки потребительских свойств продукции, когда респонденту необходимо некоторое время (несколько дней) для ее тестирования.
Уличные опросы имеют ограничения по длительности интервью, сложности с контролем качества получаемой информации, однако они просты и удобны в реализации и широко применяются для получения количественной информации, когда необходимо в достаточно сжатые сроки получить репрезентативную информацию по конкретному кругу вопросов.
Холл-тесты являются одним из наиболее часто применяемых методов личного интервью. Для участия в холл-тесте представители целевой аудитории, отобранные по заданным критериям на улице в момент проведения опроса или предварительно любыми способами, приглашаются в специально оборудованное для проведения опроса помещение. С помощью холл-тестов можно проводить тестирование продукции, любых визуальных стимулов (дизайна упаковки, видеороликов и т.п.). На холл-тестах возможно применение CAPI-систем (Computer Assisted Personal Interview) – специальных компьютерных программ. Холл-тесты обеспечивают возможность моделировать ситуацию покупки товара (Shelf test), применять сложные исследовательские методики, например совместный анализ (Conjoint Analysis) или BPTO.
Среди личных интервью отдельно стоят опросы юридических лиц (Business-to-Business, B2B). Основная специфика данного вида исследования состоит в том, что вопросы задаются респонденту не как личности, а как представителю организации, должностному лицу или технического специалисту по какому-либо вопросу. В таком случае опрос, как правило, также проходит по формализованной анкете непосредственно по месту работы респондента. Опросы юридических лиц отличаются от экспертного опроса тем, что при их проведении опрашивается значительное количество представителей компаний интересующей сферы, в дальнейшем проводится статистическая обработка полученных данных. В экспертном опросе, как правило, принимает участие меньшее количество респондентов, и получаемая от них информация, как правило, носит вторичный характер и содержит общие представления о ситуации на изучаемом рынке и тенденциях его развития.
Как отмечалось, при использовании опросных методов перед исследователем возникает проблема составления вопросов. Поэтому в зависимости от направленности опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие в этом случае состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными.