Компетентность в коммуникативной сфере
Младший возраст
■ Критерий компетентности: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками.
■ Характеризуется такими показателями, как умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, окружающим миром.
■ Формами предъявления компетентности на этом уровне являются положительный опыт коммуникативной деятельности; возникновение дружеских отношений между детьми.
Подростковый возраст
■ Критерии компетентности: расширение общего коммуникативного опыта личности.
■ Показатели компетентности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками бесконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с разными людьми по возрасту, полу, ценностным ориентациям.
■ Формы предъявления: доброжелательное эффективное общение со сверстниками, родителями, взрослыми; разнообразие и совершенствование коммуникативных связей в детском коллективе.
Старший возраст
■ Критерий компетентности: усвоение основ коммуникативной культуры личности.
■ Показатели компетентности: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения («Я»- ответственный, «Я»- подчиненный, «Я» - лидер, «Я» - исполнитель, «Я» - инициатор и др.);
§ Формами предъявления являются: развитие коммуникативных качеств; готовность к активному самопроявлению и самовыражению на базе общечеловеческих ценностей.