ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

На занятиях по физической культуре решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения дошкольников с нарушенным слухом.

Оздоровительные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение их физического развития, повышение устойчивости детского организма к неблагоприятным условиям внешней среды, закаливание детей.

Образовательные задачи для детей двух—четырех лет: формирование двигательных навыков, обеспечивающих перемещение в пространстве (ходьба, бег); обучение правильному приземлению в прыжках, действию двумя руками одновременно в бросании и катании мячей; развитие пространственных и временных ориентировок в движении — умение одновременно с другими начинать и заканчивать движение; развитие равновесия, выносливости, ловкости; формирование первоначальных знаний, связанных

с занятиями физическими упражнениями, и обучение культурно-гигиеническим навыкам.

Образовательные задачи для детей пяти—семи лет: формирование правильных двигательных навыков всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье); развитие двигательных качеств (скоростных, скоростно-силовых, координации, равновесия); формирование знаний о способах выполнения движений, правилах подвижных игр.

Воспитательные задачи для детей двух — четырех лет: воспитание способности подражать педагогу по наглядному образцу и словесному объяснению, согласовывать свои действия с движениями других детей, действовать сообща, развивать самостоятельность при выполнении отдельных движений; воспитание интереса к активной двигательной деятельности.

Воспитательные задачи для детей пяти — семи лет: воспитание привычки к ежедневным занятиям физкультурой; развитие умения самостоятельно выполнять упражнения в детском саду и дома; воспитание интереса к занятиям спортивными упражнениями и играми, нравственно-волевых качеств (умение заниматься в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять смелость, выдержку в играх, упражнениях), организаторских умений (умение организовать собственную двигательную деятельность, игры и соревнования в группе детей и т. п.).

Коррекционные задачи физического воспитания для детей двух—четырех лет направлены на развитие моторики пальцев рук, формирование умения ходить прямо, не опуская головы, выдерживать направление движения. Детей обучают сохранять равновесие при ходьбе, беге; содействуют проявлениям эмоциональности в подвижных играх, на физкультурных занятиях.

Для детей пяти—семи лет коррекционными задачами являются: формирование правильной осанки, преодоление боязни высоты, развитие быстроты реакции на звуковые сигналы, совершенствование ориентировки в пространстве и во времени, формирование ритмичности движений, согласованности действий рук и ног.

На протяжении всех лет обучения дошкольников с нарушенным слухом необходимо упражнять в быстром выполнении отдельных движений, проводить с ними игры, в которых требуется быстрая двигательная реакция; предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в непривычных, более сложных условиях; использовать упражнения, расширяющие возможности пространственной ориентировки детей.

В процессе физического воспитания используются речевые инструкции, которые включают обиходный, часто встречающийся и отработанный на других занятиях словарь (постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, названия предметов и действий с ними) и спортивную терминологию. Речевые инструкции должны быть краткими, содержащими

только необходимую информацию о названии, технике движений, приемах страховки и т. д. Они предъявляются устно, устно- дактильно, с помощью письменных табличек. Инструкции имеют сопроводительную функцию и применяются таким образом, чтобы не снижать моторную плотность занятий и способствовать выполнению основных задач физического воспитания. При проведении физкультурных занятий удобно пользоваться наборным полотном, куда после предъявления детям ставятся таблички, используемые на данном занятии (если в этом есть необходимость).

Решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач осуществляется в процессе учебной деятельности (занятия по физкультуре), физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения на прогулке, в перерыве между занятиями — физпаузы, физкультминутки), самостоятельной двигательной деятельности детей.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям дошкольников с нарушенным слухом являются занятия. На всех годах обучения проводится по 144 занятия в год, половина из которых (72 занятия) проводится в зале, а остальные организуются на воздухе или в групповой комнате (занятия по развитию движений).