ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Устная речь является наиболее употребительным средством общения. Усвоение глухими и слабослышащими дошкольниками устной речи предполагает овладение навыками ее восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения (произношения). В программе по данному разделу решается ряд задач. В ходе всего учебно-воспитательного процесса формируется и развивается слуховое восприятие детей. Глухие дошкольники учатся воспринимать на слух хорошо знакомый, специально отобранный речевой материал. Вместе с тем проводится работа по обучению восприятию незнакомого по звучанию материала. Слабослышащих дошкольников учат восприятию не только хорошо знакомого детям материала, но и малознакомого и даже незнакомого. При этом особое внимание уделяется формированию умения воспринимать речь разборчиво, т.е. узнавать на слух большинство элементов в составе речевой единицы. В процессе развития остаточного слуха формируется принципиально новая основа восприятия речи — слухо- зрительная. Помимо перечисленных выше, в ходе работы по развитию слухового восприятия решается задача расширения представлений детей с нарушением слуха о звуках окружающего мира.

В процессе обучения произношению решается основная задача — формирование внятной (понятной для окружающих) и естественной устной речи.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, а также резкому сокращению числа лиц, которых они будут понимать, привыкнув к восприятию неестественной речи. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной и эмоционально окрашенной.

Развитие остаточного слуха детей включает обучение восприятию на слух речевого материала и разнообразных неречевых звучаний. Основное содержание работы над произношением составляет формирование навыков правильного произнесения слова и фразы. В связи с этим необходимо особое внимание уделять работе над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями.

Речевой материал, который дети учатся слушать и произносить, состоит из слов, словосочетаний, фраз, а позже из специальных текстов, хорошо знакомых детям. Для развития слуховой

функции слабослышащих дошкольников их учат слушать также малознакомые и незнакомые слова и фразы; при работе с текстами в основном используются новые, незнакомые детям рассказы.

С первых дней обучения педагог постоянно побуждает детей к устному проговариванию всего того речевого материала, который они учатся слушать. При этом он следит за тем, чтобы реализовывались произносительные возможности каждого ребенка.

В ходе развития слухового восприятия и обучения произношению дошкольники овладевают не только определенными умениями и навыками, но и специфическим словарем, например: «Играй(те) на барабане; я играю на барабане; скажи слитно; Оля сказала неслитно, громко, быстро, высоко» и т.п. Слова и фразы, используемые на занятиях, усваиваются детьми в процессе постоянного употребления, а не заучиваются специально.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется в определенной последовательности и системе. В процессе обучения у глухого и слабослышащего ребенка формируется условнорефлекторная связь: слушаю — говорю. Для этого с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении его побуждают к проговариванию всей обращенной к нему речи. Это проговаривание — на первых годах вслух, а на последующих про себя — способствует как формированию процесса слухо-зрительного и слухового восприятия, так и овладению произносительными навыками на основе подражания речи. Формирование слухо- речевой связи у глухих и слабослышащих детей возможно лишь на основе развивающегося слухового восприятия.

Занятия по развитию остаточного слуха и формированию произношения рассматриваются как единое целое, но для удобства изложения материала методические приемы описываются раздельно.