Взаимодействие сурдопедагога и воспитателя

Объемом проводимых учителем-дефектологом занятий хотя и определяется его педагогическая нагрузка, но не исчерпывается вся работа в дошкольном учреждении. Даже самая интенсивная деятельность не может сама по себе обеспечить высокой продуктивности специального обучения глухих и слабослышащих дошкольников.

Занятия по остальным разделам программы, весьма значимые для полноценного развития дошкольников, проводятся воспитателями, а также музыкальным руководителем. В число этих занятий входят: физическое воспитание, игра, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, труд, музыкальные занятия. Они проводятся как в утреннее, так и в вечернее время, чередуясь с режимными процессами.

Сурдопедагогические и воспитательские занятия различаются видами деятельности детей, иногда местом их проведения и продолжительностью во времени, количеством участвующих в занятии детей (индивидуальные, групповые или подгрупповые занятия). Вместе с тем во всех занятиях с дошкольниками можно увидеть много общего как в содержании, так и в методике их проведения, в требованиях к речи детей, к использованию дидактических средств, специального учебного оборудования и др. Нет резких границ между воздействием дефектолога и воспитателей на ребенка. В конечном счете всеми видами занятий и организацией жизни детей в дошкольном учреждении обеспечиваются здоровый образ жизни, нормальный психологический климат и оптимальные условия для физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания и слухоречевого развития детей. Выключение из комплексной работы любого раздела может отрицательно сказаться на успешности обучения детей по всем остальным разделам целостной программы воспитания. Нет видов деятельности детей малозначимых, второразрядных. Учитель-дефектолог не может рассчитывать на высокие результаты в речевом, умственном, слуховом развитии детей, если нерегулярно или на невысоком уровне будут проводиться занятия воспитателем с этими же детьми.

Это объясняется не только тем, что дети не получат достаточной нагрузки в течение дня в виде конкретных знаний и умений. Пробел может сказаться в несформированности некоторых способностей, вызревающих в недрах одной деятельности и необходимых в качестве предпосылок для развития другой деятельности. Так, например, формирование составных компонентов языковой способности, таких, как подражание, соотнесение предметных и речевых действий, усвоение языковых регулярностей, символической функции, зависит от полноценного развития разного вида движений, предметных и игровых действий, способности предметного и знакового замещения, ритмической способности, что, в свою очередь, требует качественного обучения игре, труду, рисованию, лепке, конструированию, движениям и т. д.

Успешность в обучении речи, в развитии математических представлений зависит от содержания, объема, способа ознакомления детей с окружающей действительностью, от развития у них наблюдательности, любознательности, потребности получать новые сведения о жизни от взрослых и сверстников.

Все это не может быть в нужной мере сформировано только на занятиях самого учителя - дефектолога.

Еще в большей зависимости от всего воспитательно-образовательного процесса оказывается работа по развитию остаточного слуха детей. Не только специальные занятия, где учитель-дефектолог учит детей слушать и различать разнообразные звучания, правильно произносить отрабатываемый речевой материал, но практически весь период бодрствования ребенка должны быть использованы в целях активизации слуховой функции и тренировки речевого аппарата, чтобы устная речь была доведена до автоматизма.

Как видим, учитель-дефектолог вдвойне заинтересован в качественной, продуктивной работе воспитателей своей группы и музыкального руководителя. Последний на своих занятиях средствами музыки влияет на развитие движений, ритма, подражания, слуха, голоса, произношения и т. п. Следовательно, в деятельности учителя-дефектолога может быть обозначено еще одно существенное звено — это организационно-методическая и координационная работа с другими педагогами своей группы, т. е. с музыкальным руководителем и воспитателями. Поскольку учитель-дефектолог обычно имеет самый высокий уровень квалификации среди других педагогических работников, его влияние должно сказываться на коррекционно-образовательной направленности всех организованных занятий.