ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ «ЗАВЕСТИ» У СЕБЯ ПСИХОЛОГА

Многоуважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее ува­жение в связи с принятым вами решением пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного ре­шения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «А зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог?» Дело в том, что далеко не все ваши ожидания и надежды сбудутся после его появления.

Если вы надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический груз неуспевающих, «ленивых», не­управляемых, недисциплинированных, короче говоря, «труд­ных» школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернуться к вам иными, готовыми к привычному вам стилю педагогического влияния, вашим ожиданиям не дано сбыться.

Если вы надеетесь на его профессиональную помощь, гра­мотный совет в вопросах, касающихся обучения и взаимодей­ствия со школьниками, ваши представления оправданы. Но советы и рекомендации психолога будут касаться не только и даже не столько новейших психологических приемов и тех­нологий управления ребенком, целенаправленного воздействия на его психическую активность и личность. Они прежде все­го будут ориентированы на вас, анализ вашей профессио­нальной деятельности, выбранного вами стиля общения, ус­тановок и стереотипов, сложившихся в отношении конк­ретного ребенка и т. д.

Психологическая помощь учителю — это помощь в профессиональном и личностном самосовер­шенствовании, развитии, это совместный труд педагога и психолога, позволяющий в конечном счете и решить конк­ретную проблему, и усовершенствовать всю профессиональ­ную педагогическую деятельность.

Если вы заинтересованы в психологе кок. специалисте, способном существенно дополнить и развить существующую школьную образовательную и воспитательную систему, серьез­но подойдите к подбору нужной кандидатуры, сформулируйте психологу свои требования и ожидания и будьте готовы к серь­езной, глубокой и длительной инновационной деятельности.

Подчеркнем особо: процесс слияния школьной психологи­ческой работы с существующей учебно-воспитательной сис­темой, превращения их в единую систему психолого-педаго­гического сопровождения школьников длительный. Психо­лог в школе это надолго. Конечно, первые результаты его работы, если она изначально правильно спланирована и пос­ледовательно реализована, могут проявиться уже в первый год работы. Однако для того, чтобы психологическая прак­тика стала неотъемлемой частью школьной Среды, требу­ются годы. И в этом вопросе вам нельзя спешить самим и нельзя торопить психолога.

Достаточно длительным явля­ется период первичной адаптации в школе, за время которо­го педагоги и школьники должны привыкнуть к его присут­ствию, наладить простейшие человеческие межличностные контакты. Главное должна сформироваться атмосфера взаимного доверия (так сказать, базового принятия) психо­лога всеми участниками внутришкольного взаимодействия.

Затем последует еще более длительный период профессио­нальной адаптации, в процессе которой должен быть создан общий психолого-педагогический язык, найдены удобные и эф­фективные формы взаимодействия психолога и педагогов, психолога и администрации и т. д.

На наш взгляд, психологи­ческая работа в школе станет действительно эффективной лишь спустя годы целенаправленной совместной сопровож­дающей работы, осуществляемой всем педагогическим кол­лективом, когда формы и методы сопровождения традици­онно закрепятся в организационной культуре данной школы, а сама сопровождающая идеология, стоящий за ней взгляд на ребенка и его школьную жизнедеятельность будут частью профессионального «Я» учителя.

Уважаемые педагоги! Психолог в школе это возмож­ный путь к развитию, обновлению учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельно­сти, для которых психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от « педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Если вы именно таким образом зададите ему и себе цели вашей совместной профессиональной деятель­ности и приложите усилия для их осуществления, психологи­ческая деятельность принесет школе огромную пользу.