Психастеническая акцентуация (Робеспьер — INTY)

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, моторной неловкостью , склонностью к рассудительности и ранним интеллектуальным интересам. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, замкнутого пространства.

Критический период, когда психастенический характер развивается во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера.

Воспитание в условиях повышенной ответственности, когда родители возлагают недетские заботы по надзору за малышами или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных или бытовых условиях способствуют становлению психастении.

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждениям , тревожная мнительность, склонность к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий — навязчивых страхов , опасных действий, мыслей, представлений. Тревоги и опасения психастеника целиком адресуются к возможности, маловероятной в будущем (футуристическая направленность): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-то несчастья с ним самим, а еще страшнее — с теми близкими, к которым он испытывает патологическую привязанность. В отличие от IFN, реальные опасности и невзгоды пугают куда меньше. У подростков особенно характерна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла , хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу. Если мать задержалась с работы, где-то без предупреждения задержалась, то психастенический ребенок не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п.

Нерешительность и склонность к рассуждениям у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действии. Всякий самостоятельный выбор, как бы мало он не значил сам по себе (например, какой фильм посмотреть), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако принятое решение должно быть немедленно выполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение . У психастенических подростков нередко можно видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция у них проявляется в форме самоуверенных и безапелляционных суждений, утрированной решительности или скоропалительности действий в моменты, когда требуется осмотрительность и осторожность. Все формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни преступности, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не встречались.

Помогать целесообразно через рационально-убежденческий метод. Упор лучше делать на постепенную стимуляцию тех сфер, которые у психастеника слабы. Необходимо пробуждать живое восприятие окружающего, умение схватить и запомнить мельком увиденное, поощрять живую фантазию. Занятия спортом призваны пробудить в нем гедоническую радость ощущения собственного тела в его силе и движении. Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Особенно у них слабы руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, велосипеда, что помогает такому подростку утвердиться. Соревнования нежелательны, так как ранят его чувство ответственности. Тренировка чувства ответственности должна быть постепенной и щадящей.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступают тенденции находить у себя разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные, например, истероидные.