Полиструктурность
Проявляется в трёх случаях:
а) когда запев накладывается на окончание предыдущей строфы;
б) наложение плача на песенный фон;
в) перенесение запева после припева, причём, бывает, что припев поётся сольно, а запев – хором (редкие случаи).
3.. Куплетная форма
Характерна для жанров, возникших в XIX – XX вв., - городских песен, романсов, баллад, частушек, возникших под влиянием литературного поэтического творчества, с текстами рифмованного, стопного строения.
Для куплетной формы характерно:
- квадратное, четырехстрочное строение (стиха и напева);
- гармонический склад в хоровом напеве или инструментальном сопровождении;
- максимальная насыщенность текстового содержания, т.е. отсутствие повторности строк, цепного соединения между куплетами.
Например,: «Меж крутых бережков
Волга-речка течёт,
А за ней; по волнам,
Лёгка лодка плывёт…»
или:
«Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны,
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны…»
По музыкальному построению – КУПЛЕТ – это ПЕРИОД, (в академическом понимании), т.е. одночастная форма. В куплетах-периодах встречаются элементы «припева», когда происходит повторение двух основных строк куплета. Например: