Особенности искусства северного Возрождения.
Северное Возрождение – общая характеристика
Период в культурном развитии стран к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция, Испания), охватывает 15-16вв.
Нидерланды находятся в зависимости от сильных соседей (Франция, Испания). Германия на протяжении всего периода – конгломерат отдельных княжеств. Франция превратится в единое гос-во с абсолютной монархической властью. Испания – единое гос-во с монархической властью, доминирующее положение церкви, стертые формы и условный характер ренессанса.
До сих пор нет единого мнения о хронологических рамках и внутренней периодизации, о идейной специфике:
1. с точки зрения Итальянского Возрождения;
2. как отдельный феномен с собственными законами;
3. отрицание существования Северного Возрождения – это «осень Средневековья».
Проблема определения границ:
Отто Бенеш – в нач. 16 в. происходит слом, переворот, разрыв со Средневековыми традициями, появляется гуманизм, проводятся реформации, появляются новые науки, начинает искусство северного Возрождения с искусства Дюрера (нач. 16 в).
Гращенков – говорит, что уже в первой четверти 15 в. в Нидерландах происходит этот художественный культурный перелом, с истоками связывает творчество Яна ванн Эйка.
В Италии – на основе античного наследия, в северном Возрождении в основе лежит эволюция готических традиций и их переработка, так же нужно учесть местный специфический колорит северных стран.
Общие процессы в Европе: общая культурная парадигма, общие тенденции и влияния (гуманистическое движение, влияние итальянского искусства). Происходит разложение средневек. устоев, форм, мировоззрения.
Близкие даты: 1471 – родился Дюрер, 1475 – родился Микеланджело, 1476 – родился Тициан. 1483 – родились Рафаэль и Лютер. 1492 – Микеланджело создает первые работы, 1495 – «Тайная вечеря» Леонардо, 1493 – «Корабль дураков» Брейгеля.
Северное Возрождение опаздывает на столетие. В искусстве СВ больше религиозного чувства, больше символики, средневековое мировоззрение.
Жанаризация религиозных мотивов, гуманизм растворяет религиозное содержание. В искусстве СВ человек не центр мира, а только его часть, а иногда и ничтожная частица.
Воплощение пантеистической идеи (нем. мистики и Николай Кузанский) – обожествление природы, отождествление божества и природы. Весь мир – это беспредельная божественная красота. Человек интересен в силу своего существования. Внимание к предметному миру. Внимание к разнообразию, интересно все, что видит глаз. От сюда излишняя детализация северных мастеров.
Стремление к созданию индивидуальных образов. Возникновение бытового, портретного жанра. Распространение техники масляной живописи благодаря ванн Эйку. В скульптуре – обретение независимости от архитектуры, внимание к человеку, развитие статуи, ренессансного надгробия (начало – Слютер). Печатная графика (возникает в Германии). Архитектура – проникновение элементов античного ордера, дух построек остается средневековым. Важен декоративный элемент. Развивается гражданское зодчество.
Взаимовлияние: 14 в. Италия – дающая сторона, но в 15 в. северный реализм оказывает влияние на Италию.
Произведения нидерландских мастеров – это картина мира. Человек не так активен и свободен, как в Италии, но в его несвободе, в его связи с окружающим миром заложены его силы.
Панофский и Вельфлин сравнивали итальянское и северное Возрождение. Вельфлин: «Итальянец видел в дереве колоны, а северный художник в колонне – дерево».