Особенности средневековой культуры. Модель мира и человека.

Катакомбный период (2-4 вв, до Никейского собора 325г.). Стены и потолки в катакомбах были украшены орнаментальными росписями, эпизодами из жизни Христа – сцены чудес, подтверждающ. его силу, библейскими сюжетами - примерами чудесного избавления, символами надежды на спасение за гробом. Свое искусство зашифровывали посредством аллегорий. Раннее христианство отрицало скульптуру. До 19 в. не знали, откуда взялась икона. При раскопках нашли погребальные портреты (деревянные дощечки, обтянутые тканью, загрунтованные, на ней портрет), кот. клали к телу, чтобы душа нашла его (Римский Египет). Техника изображения с 1 по 4 вв.н.э: энкаустика (краска с воском), заменила темпера (пигментн.порошок+эмульсия). С 3 в. уже меняется стиль рисования – исчезает портретность, возникает стилизация. Первые иконы были портретами мучеников (они были популярны, т.к. предпочли духовную жизнь земной – образцы поведения, и возникают их жития). Изображение Христа: Спас Нерукотворный (чудотворный Мандилио́н: его лик на убрусе (льняной плат), или Керамидион: его лик на чрепии (глиняной доске или черепице), источник иконографии) - 2 варианта происхождения: восточный - для царя Эдессы (Месопотамия) Абгара V художник не сумел изобразить Христа=>тот умыл лицо, отёр платом (убрусом), на котором остался отпечаток, вручил художнику. Западный - еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в крестном пути на Голгофу, подала льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик запечатлелся на платке. Первые иконы Богоматери приписывают Луке. Древнейшие изображения обнаружены в римских катакомбах (2-3вв). Мария представлена сидящей с Младенцем Христом на руках или в позе Оранта (молитвенная поза с воздетыми вверх руками). С 5 в. катакомбы становятся местом поклонения, т.к. там захоронены мученики.

Переходный период: от язычества к христианству (4-6 вв.н.э). Христианство выходит на поверхность, первые церкви, ориентированные на базилику. Ремесленники берут заказы на христ. и языч. мотивы (многие аристократы-язычники), языческие символы смешиваются с христианскими, преобразуются в них. Церковь Св. Констанции (жена/дочь Константина I), Рим, 4в.- мавзолей=>церковь: Саркофаг Констанции сделан в Египте, смешение символов; интерьер – сверху донизу мозаика «отправление на проповедь». Символы: пальма – триумф, победа; гранат – церковь и множ-во ее членов, вечная жизнь; павлин – святые, бессмертие; виноград – кровь Христа, вино (раньше символ Диониса); Катакомбы св. Каллиста, Рим, 4 в.: юный Христос в образе Доброго пастыря – образ Орфея, с лирой, окружен барашками; в образе Юпитера несет барана на плечах. Символы: пастырь – проповедник, паства – верующие. Жизнь христиан не волновала=>искусство изображало жизнь после смерти, около Бога, мир сверхчувственный, идеальный «Дать верующему в храме предвкушение рая». Возникает иконография – воспроизведение образов (т.е. изображение сверхчувств. мира). Богомаз - плохой иконописец. Сам художник – кисть в руках божьих. Пишет сцены из Ветх. и Нов. Заветов, все должны быть адекватны прототипу=>каноны(схемы изображения образов, сцен).

Темные века: 476г. – РИ погибла, остготское наступление, возникают варварские кор-ва; римская цивил-ция осталась в Италии, юг Франции, чуть в Испании. Городская культура=>сельская. Римская Церковь=>европейская. Нужны реликвии – изгот-ют немецкие мастера, камни, предметы исп-ся вторично: кубок 1в. из цельного агата, языч. перстни, монеты и др. Готы-христиане, для них строятся в Италии церкви: Базилика Са́нт-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе – много из мрамора, хотя готы воевали с Вост. Р.И., мозаика «легенда о триумфальном кресте Константина» - соед. 2 сюжета: триумф. крест Конс + вознес и преобр господне. Деисус - икона, в центре Христос, а справа и слева от него — Богоматерь и Иоанн Креститель (или апостолы, мученики и проч.) – перед ней молятся за людской род. Рукописи – раньше папирус. Бумага, но в 7в. изчез ресурс=>пергамент (из г. Пергам) из шкуры ягнят, дорогой. Если Евангелие для правящей семьи – листы пропит. Пурпуром, писали золотом, серебром.