Обычаи, нравы и верования древних германцев.

Об обычаях и нравах древних германцев, об их верованиях сохранились свидетельства античных авторов, многое также нашло отражение в литературных памятниках германских народов, созданных в более поздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов древних германцев, о крепости
семейных уз. Германцы гостеприимны, во время пиров неумеренны в вине; в играх азартны, вплоть до того, что могут проиграть все, даже свою свободу. Все важнейшие события в жизни — рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание, похороны и другие сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своих покойников германцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногда и коня. Богатое устное творчество германцев существовало в разных стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также
песни, сопровождавшие трудовые процессы. Из ранних языческих, памятников сохранились записанные в 10 в. на древневерхненемецком
языке «Мерзебургские заклинания» (ем. § 153), в более поздней записи на древнеанглийском— заговоры, написанные метрическим стихом
(11 в.). По-видимому, памятники языческой культуры уничтожались в средние века во время насаждения христианства. Дохристианские верования и мифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе. Религия древних германцев уходит своими корнями в общеедадр-европейское прошлое, но в ней развиваются и собственно германские черты. Тацит пишет о культе Геркулеса, которого воины прославляли песнями, отправляясь в бой. Этот бог — бог грома — назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали p мощным молотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы.верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в

битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый «бардит» (barditus), который исполнялся в виде сильного прерывистого гула для устрашения врагов.

Особо почитаемыми божествами были также Водан и Тиу, которых Тацит называет Меркурием и Марсом. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовал как над людьми, так и в Валгалле (сканд. valholloT valr 'трупы убитых в битве' и hall 'чертог'), где после смерти продолжали жить воины, павшие в боях.

Наряду с этими главными и древнейшими богами — «асами» — у германцев были также «ваны», которые, как можно предполагать, были восприняты индоевропейскими племенами от побежденных ими племен другой этнической группы. Германские мифы рассказывают о долгой борьбе асов с ванами. Не исклечено, что в этих мифах отразилась реальная история борьбы индоевропейских пришельцев с племенами, населявшими до них север Европы, в результате смешения с которыми и произошли германцы.

В мифах говорится о том, что германцы ведут свое начало от богов. Земля породила бога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев. Богов германцы наделяли человеческими качествами и считали, что люди уступают им в силе, мудрости, знаниях, но боги смертны, и, как всему "на земле, им суждено погибнуть в последней мировой катастрофе, в последнем столкновении всех противоборствующих сил природы.

Вселенную древние германцы представляли себе как некое исполинское дерево-ясень, на ярусах которого расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Это понятие сохранилось в древнегерманских языках в названии земного мира: двн. mittilgart, дс. middilgard, дисл. miögarör, да. middanseard, гот. midjungards (букв, «среднее жилище»). Главные боги — асы — обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла — преисподня. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге — мир огня, на севере — мир холода и туманов, на востоке — мир великанов, на западе — мир ванов.

Каждое племенное объединение древних германцев являлось также и культовым союзом. Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднее возникло сословие жрецов.

Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей или животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображения богов, а также содержались специально предназначенные для отправления культа белоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки; жрецы слушали их ржание и фыркание и толковали его, как некое пророчество. Гадали также и по полету птиц. Античные авторы упоминают о распространении среди германцев различных гаданий. Цезарь пишет о жеребьевых палочках, гадание по которым спасло от смерти пленного римлянина; таким же способом женщины племени гадали о сроках наступления на врага. Страбон рассказывает о жрицах-предсказательницах, гадавших на крови и внутренностях убитых ими пленных. Руническое письмо, которое появилось у германцев в первые века нашей эры и было доступно сначала только жрецам, служило для гаданий и заклинаний.

Германцы обожествляли своих героев. Они чтили в сказаниях «великого освободителя Германии» Арминия, победившего римского главнокомандующего Вара в битве в Тевтобургском лесу. Этот эпизод относится к началу 1 в. н. э. Римляне вторглись на территорию германских племен между реками Эмсом и Везером. Они пытались навязать германцам свои законы, вымогали у них налоги и всячески притесняли их. Арминий, принадлежавший к родовой знати племени херусков, провел юность на римской военной службе и был в доверии у Вара. Он организовал заговор, сумев вовлечь в него вождей других германских племен, также служивших у римлян. Германцы нанесли сильный удар Римской империи, уничтожив три римских легиона.

Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географических названиях. Название столицы Норвегии Осло восходит к дисл. äss 'бог' и 1о 'прогалина'. Столица Фарерских островов —Торсхавн 'гавань Тора'. Название города Оденсе, в котором родился Г. X. Андерсен, происходит от имени верховного бога Одина; название другого датского города — Виборг восходит к ддат. wi 'святилище'. Шведский город Лунд возник, по-видимому, на месте священной рощи, насколько об этом можно судить по древне-шведскому значению слова lund (в современном шведском lund 'роща'). Бальдурсхеймур — название хутора в Исландии — хранит память о юном боге Бальдре, сыне Одина. На территории Германии имеется немало небольших городов, сохраняющих имя Водана (с изменением начального w и g): Бад-Годесберг около Бонна (в 947 г. упоминается его первоначальное название Вуоденсберг), Гутенсвеген, Гуденсберг и др.